«Врочи», «рыца», «через-чюр»… Вы понимаете, о чем идет речь? Вам знакомы эти слова? Ни за что не догадаетесь! Это существительное «врачи», глагол «рыться» и наречие «чересчур». Они написаны так, как услышаны. И исковеркали эти слова не двоечники из коррекционной школы, а первокурсники факультета журналистики МГУ(!). Да-да, через пять лет эти ребята получат дипломы журналистов и начнут на ТАКОМ русском языке изъясняться с читателем. И все надежды на сохранение великого и могучего языка Пушкина, Толстого и Бунина утекают в канализационные люки. А оттуда выползает нечто страшное, вообще не похожее ни на что!
«В этом году мы набрали инопланетян!» — так охарактеризовал уровень знаний первокурсников доцент кафедры журналистики МГУ. А ведь большинство из них — медалисты, стобалльники и круглые отличники по русскому языку. Жаль, что никто из ребят не смог подтвердить свои блестящие отметки при написании установочных диктантов. Если в прошлые годы с входными работами не справлялись три-четыре человека с курса, то результаты этого года, по мнению преподавателей, просто чудовищны. 82 % будущих журналистов, включая 15 стобалльников, допустили в диктантах по 24-25 ошибок. (Напомню, что «неуд» ставится при 5 ошибках.) Каждый из 229 человек сделал по 3-4 ошибки в КАЖДОМ слове, искажая смысл этих слов до неузнаваемости: «поциэнт», «оррестовать», «нез наю», «генирал»… А 10 % слов, написанных горе-отличниками, вообще не являлись СЛОВАМИ. Педагоги нарекли их наскальными знаками. Многие первокурсники не смогли также прочесть отрывок текста. А единицы, которые справились с заданием, не сумели пересказать содержание прочитанного. Это при том, что самых безнадежных желающих стать журналистами удалось отсечь еще в начале — на творческом конкурсе.
Проанализировав первые результаты, педагогический состав самого престижного факультета самого престижного вуза страны впал в ступор и попытался ответить на вопросы: «В чем причина национальной катастрофы? Почему школьники, получившие на экзамене «5», оказались совсем безграмотными? Почему в 50-70-е годы, когда не было репетиторов, а родители работали день и ночь, школьники умели читать и писали без ошибок?»
Ученые считают, что во всем виноват Интернет. Он способен предоставить ученику любую информацию за считанные секунды, и не надо корпеть над книгами в читальных залах. А еще мобильные телефоны с сервисами SMS, WhatsApp, Viber, способствующие насаждению так называемого телеграфного стиля общения, который не заставляет думать об орфографии. И увеличение числа детей, не способных запомнить правила написания и страдающих дисграфией. И падение интереса к чтению во всем обществе… И, конечно же, современная программа обучения русскому языку — от катастрофически малого количества часов до сдачи экзамена в форме ЕГЭ. По словам все тех же первокурсников МГУ, последние три года в родных школах они не читали книг, не писали диктантов и сочинений. Лишь тренировались вставлять пропущенные буквы и галочки в квадраты бланков единого государственного экзамена.
— ЕГЭ уничтожил наше образование на корню, — считает Анастасия Николаева, доцент кафедры стилистики русского языка МГУ. — Это бессовестный обман в национальном масштабе. Суровый, бесчеловечный эксперимент, который провели над нормальными, здоровыми детьми. И мы расплатимся за него в полной мере. Ведь люди, которые не могут ни писать, ни говорить, идут на все специальности: от медиков до физиков-ядерщиков. И это еще не самое страшное. Дети не понимают смысла написанного друг другом. Это значит, что мы идем к потере адекватной коммуникации, без которой не сможет существовать общество. И это не край бездны: мы уже на дне.
Мои дети часто упрекают меня в том, что я пишу сообщения, соблюдая все правила орфографии, и замедляю тем самым скорость общения. Но это, знаете ли, то, что уже никуда из меня не уйдет. Зато я никогда не напишу «сосиська».
Галина Широнина.