Случился у нас с подругами предновогодний диспут: старость — это радость иль не радость? И с какого возраста эта самая старость начинается?
Вот, например, мне 57 лет. И я считаю себя молодой. И мои друзья со мной согласны, и Всемирная организация здравоохранения поддерживает мои ощущения, заявляя, что и 80 — это еще не старость. И действительно, пенсионеры сегодня спортивны, модно одеты, ведут здоровый образ жизни, легко управляются с гаджетами. Вот только надо ли все это современному обществу? Очень сомневаюсь. Особенно когда слышу речи молодежи, которая трубит, что еще чуть-чуть — и изменит этот мир. И во всех бедах — от экономического краха до экологической катастрофы — она обвиняет представителей нашего поколения. В такие моменты я задумываюсь: почему весь мир аплодирует Грете Тунберг, которая со своим неполным школьным образованием выступает с пафосными обличительными речами с трибуны ООН, а важные академики присуждают ей Нобелевскую премию? За что? Ведь она еще ничего не изменила. И вряд ли это сделает. А мудрых 50-60-летних никто не слышит и не слушает.
Да, нас не называют теперь стариками, не отправляют вязать носки и копаться на даче. Но и в серьезные проекты не пускают. Уступи, говорят, лыжню, чтоб бежали молодые. А молодые — это от 15 до 30. Они с легкостью взбираются на трибуны и рассказывают нам, что в мозгах у нас перфокарты…
Кто-нибудь пробовал открыть собственный бизнес в 50-55 лет, освоить новую профессию, получить хорошую работу по специальности? Да на ЛЮБУЮ работу охотнее берут тех, кто моложе лет на двадцать! А попробуй высказать свое мнение по какому-либо вопросу — и обязательно услышишь в ответ: «Вы, Марьиванна, мыслите устаревшими категориями, мир уже давно изменился». И дальше последуют такие слова, которых ты в жизни не повторишь. А нам в утешение — лишь поговорка про старого коня, который борозды не испортит.
В общем, наш последний диспут в этом году привел к такому вот неутешительному выводу: политика, бизнес, реформы — словом, все, что хоть как-то влияет на ситуацию, сегодня реально доступно лишь молодым. Именно они вызывают восхищение своей молодостью, яростью и гиперактивностью.
А тебе, молодому, академически умному, но с лекарствами против морщин и перфокартой в голове, придется жить своей полной жизнью — в рамках того, что дозволено пенсионерам.
Можешь с парашютом прыгнуть, принять участие в конкурсе «Бабушка в бикини», заняться духовными практиками или завести личный блог в соцсетях и рассказывать в нем, как «круто быть молодыми в этом лучшем из миров, где возраст не имеет значения, а человека оценивают только и исключительно по его реальным достижениям».
Из всех участников диспута только я одна реальная пенсионерка. А мои собеседники еще пытаются затормозить убегающее время и удержаться на своих рабочих местах. Разглаживают морщины по утрам и живут в страхе, что молодой начальник в первый рабочий день нового года произнесет: «Мир, Марьиванна, давно изменился!»