Сколько же нас в натуре? 

4 дв колонка - Сколько же нас в натуре? 

Знаете новость? Новый российский премьер-министр Михаил Мишустин решил создать информационную систему, в которой будет отражена вся жизнь российской семьи: сколько всего семей и ее членов, каковы условия их жизни, доходы, расходы, проблемы и чаяния. Однако сделать это, как оказалось, не так-то просто: на сегодняшний день ни одно ведомство не может пересчитать российские «человекоголовы». 
«Как это?» — удивилась я и решила для начала узнать, сколько народу живет хотя бы в нашем поселке. Староста рассказала мне, что официально зарегистрированы 55 человек, но реально проживают на сегодняшний день то ли 70, то ли 47. Показатели «по документам» и «по факту» разнятся по всей стране. 
Официальный сайт Росстата сообщает, что в России 146 745 098 
человек. Однако вряд ли эта информация в полной мере соответствует действительности. 
Когда переписчики ходили по домам, почти 40 % россиян не ответили на вопросы в связи с тем, что на момент проверки их просто не оказалось дома. Жизнь разметала народ российский по странам и континентам, и эти 40 % уже давно не живут в местах постоянной регистрации: одни сдают квадратные метры, другие — снимают. Например, из всех моих многочисленных друзей «москвичей-питерцев» только четверо живут в собственном жилье. Все остальные здесь сдают, а там — снимают. 
Больше всего активного работающего населения втягивают в себя столицы. На расстоянии 400 и более километров каждое утро на конечных станциях метро и на междугородних автобусах стоят сотни тысяч человек. Это явление ученые называют суточной миграцией.Есть еще недельная — каждую пятницу на столичных вокзалах тысячи людей штурмом берут поезда. Есть и месячная миграция — вахты. 
И где же разыскивать всех этих граждан переписчикам? В Москве, по данным операторов сотовой связи, проживают примерно 25 миллионов человек, по информации коммунальщиков — до 30 миллионов.При этом официальная численность жителей Москвы — 12 миллионов. 
Таким образом (через пень-колоду) статисты пересчитали людей, присутствующих дома на момент переписи, прибавили тех, кого нашли в домовых книгах (а там, как известно, и умершие, и уехавшие — все перемешаны) — и получили 146 793 744 человека. Особенно много вопросов у меня вызывает цифра 744. Почему не 743, например, если ежеминутно в стране умирает четыре человека, а рождается три?.. 
Историк Андрей Фурсов еще в 2012 году говорил: «Мы в реальности не знаем, сколько у нас населения. Серьезные демографы говорят, что нас значительно меньше, чем официально». И заявлял, что россиян никак не больше 90 миллионов. Многие коллеги его поддерживают и пытаются донести до правительства, что в нашей стране всего-то 80, от силы 100 миллионов вместе с мигрантами. По данным органов ЗАГС, выходит примерно такая же цифра. А что может быть точнее, чем учет в загсе? Родился человек — оформляется свидетельство о рождении. Умер — свидетельство о смерти… 
Вторым способом определения численности населения является, как ни странно, потребление хлеба. Вот, к примеру, в 2019 году в России было собрано 134 миллиона тонн зерна. При условии, что из этого объема на воспроизводство урожая, на корм скоту и на естественную убыль при хранении потрачено 25 %, а среднестатистический россиянин потребляет 173 кг в год, получается, что проживает в России 84 миллиона человек. 
Третий способ определения реальной численности населения — 
простой подсчет. По официальным данным, на момент развала СССР в России проживали 142 миллиона человек. С 1992 по 2010 год 
35 миллионов граждан покинули страну. Количество рожденных всегда примерно равно количеству умерших. В итоге опять получается, что в сухом остатке — не более 110 миллионов. А с учетом демографического провала в годы перестройки, когда смертность существенно превышала рождаемость, и того меньше — примерно 90 миллионов человек на 2010 год. А сколько еще деревень и малых городов опустело за последнее десятилетие… Остается только пересчитать. Вот только кому поручить эту важную миссию? 

Росстат, по мнению многих, лишь фиксирует результаты усилий правительства по улучшению жизни граждан. Есть курс на увеличение рождаемости — она повышается, есть требование президента снизить смертность — она снижается. И все данные более чем официальны. Но ведь есть еще и желание муниципалитетов получить побольше федеральных денег при подушевом финансировании… Вот тебе и появление «мертвых душ»! Как всю эту чехарду цифр новый глава правительства будет приводить к единому знаменателю, пока совсем не понятно… 
 
Галина Широнина. 

Добавить комментарий