С января 2020 года в России проходит реформа системы подготовки водителей в автошколах. О том, как изменились правила обучения и сдачи экзаменов, рассказывает заместитель директора Оренбургской автомобильной школы ДОСААФ Валентин Мустаев.
— Валентин Хамитович, известно, что изменения будут вступать в силу постепенно на протяжении всего года. Что уже появилось нового в работе автошкол?
— В Правилах дорожного движения появился новый термин «обучающий вождению». Теперь инструктору недостаточно иметь большой стаж вождения и разбираться в автомобилях, необходимы педагогическое образование по направлению «преподавание в автошколе» и соответствие квалификационным требованиям. Это нововведение должно убрать с автодорог частных инструкторов. Если человек не работает в авто-школе, обучающим вождению он не является.
Другое важное изменение касается особенности организации обучения вождению. С 1 января учебные машины могут выезжать на автомагистрали, где курсанту рекомендовано развивать скорость выше 60 км/час. В нашем регионе магистралей нет, их заменяют обычные загородные трассы. Учащиеся нашей школы, к примеру, выезжают на дорогу, ведущую в сторону поселка имени Ленина.
Новшество коснулось и состоявшихся водителей. Они могут предъявлять для проверки страховой полис ОСАГО в электронном виде — на экране телефона, планшета или любого другого устройства.
— Каких изменений и когда ожидать дальше?
— С 1 октября отменяется понятие «площадка». Это значит, экзамен на автодроме принимать больше не будут. При этом площадка, соответствующая всем установленным требованиям, останется необходимым условием для работы автошкол. На ней начинающие водители будут учиться ездить и сдавать внутренние экзамены. Вместо привычного экзамена по системе «площадка+город» кандидатов ждет единый практический тест в городе на закрытых территориях, улицах и дорогах с малоинтенсивным движением. Изменения коснутся и публичности маршрута при сдаче экзамена. Если сейчас информация о пути следовании во время прохождения экзамена открыта, то после 1 октября она будет недоступна для участников. Единственное, что смогут узнать курсанты, — общий перечень улиц, определенных для проведения экзамена. Известно также, что количество вопросов при сдаче теоретической части увеличится.
— Какие новшества усложнят, а какие облегчат жизнь курсантов автошкол?
— Никакого облегчения ожидать не следует. За последние пять лет все нововведения направлены исключительно на ужесточение требований. И это правильно. Доказательство тому — показатель успешности сдачи экзамена с первого раза. Если несколько лет назад он приближался к 90 %, то в последние два года снизился до 50-40 %.
Набрать штрафные пять баллов, после которых экзамен считается проваленным, сегодня проще простого. Ведь даже опытный водитель может допустить мелкие ошибки за рулем, что уж говорить о новичках. Но ничего не поделаешь, правила есть правила.
— Наблюдается ли в автошколе ажиотаж? Наверно, многие хотят успеть получить права по старым правилам…
— Ажиотажа нет. Более того, количество желающих учиться вообще в последние два года уменьшилось. Это связано с низкой платежеспособностью населения. Ведь обучение в автошколе стоит недешево — 25-30 тысяч рублей. Потому желающие получить права ориентируются не на периоды вступления в силу нововведений в процесс обучения, а на свои финансовые возможности.
Валентин Мустаев: «Минимальный возраст для обучающегося вождению остался неизменным — 16 лет. При этом сдать экзамен в ГИБДД можно только при достижении 17 лет, а получить удостоверение — в 18 лет».