За прошедшие выходные мошенники похитили с банковских карт жителей Оренбурга и Оренбургского района более миллиона рублей. Как не стать жертвой преступников и сохранить свои сбережения? На эти и другие вопросы отвечает управляющий Отделением по Оренбургской области Банка России Александр Стахнюк.
-Александр Васильевич, каким образом чаще всего происходит кража денег со счетов и карт граждан?
— Большая часть операций, совершенных без согласия клиентов, происходит с применением методов социальной инженерии. Ее суть в том, чтобы выудить у владельца карты нужную информацию и спровоцировать его на совершение определенных действий. Например, мошенник звонит и, представившись сотрудником банка, просит подтвердить аккаунт или предлагает восстановить доступ к заблокированному банковскому счету. Для этого нужно пойти к банкомату и провести какую-либо операцию или немедленно сообщить личные данные. Сегодня семь из десяти хищений денег с банковских карт совершаются по таким схемам.
— Каковы масштабы киберпреступности?
— В прошлом году в целом по стране зафиксировано 572 000 операций, совершенных без согласия клиентов. Мошенники незаконно списали со счетов физических лиц около шести миллиардов рублей. Большая часть из этой суммы похищена при оплате товаров и услуг в Интернете. На втором месте — кражи через системы дистанционного банковского обслуживания. На третьем — через банкоматы и платежные терминалы.
— Сколько денег удалось вернуть гражданам?
— По закону банк обязан компенсировать клиенту похищенные средства в том случае, если человек не нарушал условия договора, а именно не сообщал злоумышленникам конфиденциальную информацию: номер карты, пароль из СМС, уникальный код и другие сведения. К сожалению, большинство потерпевших эту информацию сообщают преступникам. Следовательно, нарушают условия договора и не могут рассчитывать на компенсацию. Лишь в единичных случаях хищение денег происходит без участия самого клиента. В прошлом году почти из шести миллиардов украденных мошенниками средств банки вернули гражданам 870 миллионов рублей.
— Где преступники берут номера телефонов и первоначальную информацию о клиентах, с которой начинают беседу?
— Сведения черпаются из разных источников. Каждый из нас оставляет много личной информации в социальных сетях, в интернет-магазинах, в обычных супермаркетах при заполнении различных анкет… Преступники этим пользуются.
— Как выглядит сегодня потенциальная жертва кибермошенников?
— Удивительно, но на удочку злоумышленников все чаще попадают образованные люди в возрасте от 28 до 55 лет. Эта категория экономически активна и хорошо владеет современными технологиями, много общается в соцсетях. Конечно, не застрахованы от хищений и лица пожилого возраста. Они страдают из-за излишней доверчивости. Бдительными и осторожными нужно быть абсолютно всем.
— Какие меры предосторожности нужно соблюдать, чтобы не лишиться сбережений?
— Во-первых, перепроверять любую информацию. Если вам звонят и сообщают о выигрыше, о списании средств, о блокировке счета — о чем угодно, нужно немедленно прекратить разговор и перезвонить в банк. Во-вторых, ни в коем случае не сообщать посторонним людям свои персональные данные, кем бы эти посторонние люди ни представлялись. Преступники часто используют специальное программное обеспечение и маскируют свой настоящий телефонный номер, прикрываются телефонами конкретных финансовых организаций. Потому не стоит доверять с виду знакомому входящему номеру вроде бы из банка. Лучше сразу положить трубку, перезвонить по номеру, который указан на оборотной стороне карты, и уточнить, что происходит со счетом. Важно не перезванивать на номер, с которого позвонили мошенники. Будьте внимательны и не поддавайтесь на уловки, которые с каждым годом становятся все изощреннее.
По данным сотрудников УМВД по Оренбургской области, самыми
распространенными уловками кибермошенников являются следующие:
— звонки или сообщения якобы от банков с предложением
приостановить «сомнительные» операции по банковским картам;
— звонки от псевдопокупателей по размещаемым в сети интернет-объявлениям о продаже какого-либо товара;
— звонки по вопросам компенсации денежных средств за ранее приобретенные лекарственные препараты, медицинскую технику или БАДы.