Логопед Елена Николаева учит своих воспитанников разговаривать с помощью специальных картинок-пиктограмм. Эту методику высоко оценили члены жюри Всероссийского конкурса им. Л. С. Выготского.
Об успехах Елены Валерьевны знают все мамы и папы Орска, воспитывающие детей с нарушениями слуха. Логопед детского сада № 60 известен далеко за пределами этого образовательного учреждения. Специализированную группу посещают не только ребятишки, проживающие в Орске. Мамы и папы привозят детей на занятия из Новотроицка, Гая и Новоорска.
Чему учат картинки?
За столом — трехлетний малыш. Перед ним — маленькие карточки размером 1,5х1,5 см. На каждой — схематическое изображение. На первой — женщина. Это мама. На второй — ноги, на третьей — дом. Если расположить карточки в определенной последовательности, получится целое предложение: «Мама идет домой».
— У детей с патологией слуха хорошо развито образное мышление. Если обращаться к мозгу на понятном ему языке, он будет выполнять любые команды, — объясняет Елена Валерьевна. — Для ребенка рисунок-схема — это слово. Малыш запоминает, что оно обозначает, как звучит, а потом использует его в своей речи.
Так, от картинке к картинке, формируется словарный запас маленьких воспитанников. Потом дети учатся использовать уже знакомые слова, составлять из них предложения, тексты и даже стихотворения.
Карточек для логопедических занятий у Елены Николаевой великое множество. Методический материал представлен самыми разными темами: «Семья», «Животные», «Одежда», «Времена года» и т. д. Кроме того, пиктограммы поделены на виды: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия. Наборы карточек для работы с каждым ребенком индивидуальны. Они зависят от возраста и уровня развития.
По одному и вместе
Сама методика, по которой Елена Николаева обучает глухих и слабослышащих детей говорить, не новая. Некоторые воспитатели в дошкольных образовательных учреждениях применяют ее на занятиях по развитию речи, но широкого распространения она до сих пор не получила. Логопед из Орска посчитала ее интересной и эффективной. В настоящее время у Елены Николаевой десять воспитанников в возрасте от трех до семи лет.
— Многие дети живут в семьях, где родители говорят только на языке жестов. Учить их произносить слова помогают не только схематические картинки, но и фотографии, — объясняет Елена Валерьевна.
Решение стать логопедом пришло к Елене Николаевой после 18 лет работы воспитателем в детском саду. Она окончила академию по специальности учитель-логопед в Москве. И уже семь лет учит своих воспитанников говорить.
— Статистика последних лет свидетельствует о неуклонном росте количества детей, имеющих проблемы со здоровьем. Все чаще речь малышей развивается с серьезными отклонениями от нормы. Моя задача — помочь таким деткам и их родителям, — говорит Елена Николаева.
В числе лучших
Всего на Всероссийский конкурс им. Л. С. Выготского было подано
5 738 заявок из 84 регионов страны. Три педагога из Оренбургской области вошли в число победителей. Высоких оценок, помимо Елены Николаевой, удостоены старший воспитатель кувандыкского детского сада № 5 Светлана Сидорова и заместитель заведующего оренбургского детского сада № 133 Людмила Хохлова.
Каждый победитель получит грант в размере 50 тысяч рублей и приглашение стать участником IV летней школы конкурса в июле 2020 года.
— Пока никаких денег в руках я не держала, а потому трудно говорить о том, на что их можно потратить. Скорее всего, большая часть будет направлена на приобретение новых пособий. Очень хочется, чтобы ребята с нарушениями слуха не чувствовали себя ущербными и уверенно пользовались речью, — объясняет Елена Николаева.
С каждым ребенком Елена Николаева ежедневно занимается по 15-20 минут, два раза в неделю проводятся групповые занятия.
Карточки педагог изготавливает сама: использует общепринятые символы, придумывает свои изображения, наносит схематичные рисунки на бумагу, ламинирует.