Вместо букв — смайлики 

Логопед Елена Николаева учит своих воспитанников разговаривать с помощью специальных картинок-пиктограмм. Эту методику высоко оценили члены жюри Всероссийского конкурса им. Л. С. Выготского. 
Об успехах Елены Валерьевны знают все мамы и папы Орска, воспитывающие детей с нарушениями слуха. Логопед детского сада № 60 известен далеко за пределами этого образовательного учреждения. Специализированную группу посещают не только ребятишки, проживающие в Орске. Мамы и папы привозят детей на занятия из Новотроицка, Гая и Новоорска. 
Чему учат картинки? 
За столом — трехлетний малыш. Перед ним — маленькие карточки размером 1,5х1,5 см. На каждой — схематическое изображение. На первой — женщина. Это мама. На второй — ноги, на третьей — дом. Если расположить карточки в определенной последовательности, получится целое предложение: «Мама идет домой». 
— У детей с патологией слуха хорошо развито образное мышление. Если обращаться к мозгу на понятном ему языке, он будет выполнять любые команды, — объясняет Елена Валерьевна. — Для ребенка рисунок-схема — это слово. Малыш запоминает, что оно обозначает, как звучит, а потом использует его в своей речи. 
Так, от картинке к картинке, формируется словарный запас маленьких воспитанников. Потом дети учатся использовать уже знакомые слова, составлять из них предложения, тексты и даже стихотворения. 
Карточек для логопедических занятий у Елены Николаевой великое множество. Методический материал представлен самыми разными темами: «Семья», «Животные», «Одежда», «Времена года» и т. д. Кроме того, пиктограммы поделены на виды: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия. Наборы карточек для работы с каждым ребенком индивидуальны. Они зависят от возраста и уровня развития. 
По одному и вместе 
Сама методика, по которой Елена Николаева обучает глухих и слабослышащих детей говорить, не новая. Некоторые воспитатели в дошкольных образовательных учреждениях применяют ее на занятиях по развитию речи, но широкого распространения она до сих пор не получила. Логопед из Орска посчитала ее интересной и эффективной. В настоящее время у Елены Николаевой десять воспитанников в возрасте от трех до семи лет. 
— Многие дети живут в семьях, где родители говорят только на языке жестов. Учить их произносить слова помогают не только схематические картинки, но и фотографии, — объясняет Елена Валерьевна. 
Решение стать логопедом пришло к Елене Николаевой после 18 лет работы воспитателем в детском саду. Она окончила академию по специальности учитель-логопед в Москве. И уже семь лет учит своих воспитанников говорить. 
— Статистика последних лет свидетельствует о неуклонном росте количества детей, имеющих проблемы со здоровьем. Все чаще речь малышей развивается с серьезными отклонениями от нормы. Моя задача — помочь таким деткам и их родителям, — говорит Елена Николаева. 
В числе лучших 
Всего на Всероссийский конкурс им. Л. С. Выготского было подано 
5 738 заявок из 84 регионов страны. Три педагога из Оренбургской области вошли в число победителей. Высоких оценок, помимо Елены Николаевой, удостоены старший воспитатель кувандыкского детского сада № 5 Светлана Сидорова и заместитель заведующего оренбургского детского сада № 133 Людмила Хохлова. 
Каждый победитель получит грант в размере 50 тысяч рублей и приглашение стать участником IV летней школы конкурса в июле 2020 года. 
— Пока никаких денег в руках я не держала, а потому трудно говорить о том, на что их можно потратить. Скорее всего, большая часть будет направлена на приобретение новых пособий. Очень хочется, чтобы ребята с нарушениями слуха не чувствовали себя ущербными и уверенно пользовались речью, — объясняет Елена Николаева. 

С каждым ребенком Елена Николаева ежедневно занимается по 15-20 минут, два раза в неделю проводятся групповые занятия. 
 

Карточки педагог изготавливает сама: использует общепринятые символы, придумывает свои изображения, наносит схематичные рисунки на бумагу, ламинирует. 

 
 
 
Людмила Яковлева.

Добавить комментарий