Ольга Витенберг начинала свой бизнес в далекие и смутные 90-е. Сколько кризисов с того момента пережила, сколько трудностей и препятствий преодолела — на целую книгу хватит! И вряд ли глава «Коронавирус» окажется в этой книге последней. Да она и не может быть последней. Ведь жизнь продолжается!
В двадцать с небольшим Ольга Витенберг занялась животноводством. Она вместе с семьей тогда переехала из Актюбинска в маленькое село Долинск в Красногвардейском районе. Вырученных от продажи квартиры в Казахстане денег хватило на домик в деревне и его обустройство. Потом вопрос «Где заработать?» встал перед Ольгой и ее мужем очень остро. Купили поросят. Вырастили, продали. Снова купили. Постепенно с пяти голов до двадцати и больше дошли. Для деревенских жителей это обычная история, а Ольге очень тяжело было после города привыкать к сельскому труду.
— Но выбора-то и не было тогда. Потому и корову научилась доить, и навоз выгребать, и солому складывать, — рассказывает Ольга.
До какого-то момента со всеми проблемами молодая женщина справлялась. Потом пришло понимание, что пора сменить вид деятельности. Здоровье ухудшалось, сын подрастал, хотелось хорошо выглядеть и пахнуть парфюмом, а не сараем. А тут еще цена на мясо упала, а на корма — выросла. И тяжкий труд перестал себя оправдывать. Это, пожалуй, и был первый кризис в бизнесе семьи Витенберг. И именно он стал стимулом для перемен и точкой отсчета новой жизни. Не зря в китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов. Один означает «опасность», другой — «возможность». Ольга начала искать возможности. Обратилась в Центр занятости населения. Ей предложили выучиться на закройщицу и пообещали выплатить пособие по безработице за год вперед, если после обучения она начнет собственное дело.
Переквалификация
Ольга вспомнила, как в далеком детстве шила из лоскутков наряды для кукол, как любила в школе уроки кройки и шитья, как работала на трикотажке в Актюбинске и выдавала на-гора по 500 ползунков за смену, и согласилась. Ателье Ольги Витенберг открылось в одной из комнат сельского совета. Первой заказчицей стала глава администрации Вера Николаевна Андреева. Она попросила юбку и жилетку сшить. И осталась довольна выполненной работой. Потом были выпускные платья для школьниц и наряд для их классного руководителя, потом… Женщины стали заказывать не только костюм сшить, но и ткань для него купить, и фурнитуру. Какое-то время, чтобы угодить клиентам, Ольга ездила в Сорочинск за материалом.
— Там был большой двухэтажный магазин. Я всегда поднималась по лестнице и мечтала, чтобы у меня такой же появился, представляла, как обставлю его, какую ткань людям буду предлагать, — вспоминает предприниматель.
Однажды Ольга даже осмелилась и предложила хозяйке сорочинского магазина открыть торговую точку в Плешаново и ее продавцом взять. В ответ индивидуальный предприниматель Лиля Сапегина предложила взять у нее ткань на реализацию и самой торговлей заняться.
К тому времени у Ольги второй сын родился. Расходы увеличились, доходов особых не было, а мечты покоя не давали.
— На кухне крючок был белый, дети на него наклейку прилепили — красную машину БМВ. Как я хотела такой автомобиль! Кажется, даже во сне его видела. Наверно, потому так обрадовалась предложению открыть собственный магазин, — улыбается Ольга Витенберг.
Смелости не занимать
Реализация нового бизнес-проекта началась с комнаты площадью 15 квадратных метров на втором этаже плешановского универмага. Новый магазин открылся 09.09.1999. Ольга верит, что магическое сочетание пяти девяток принесло ей успех. Она жила своим делом. Не только в Сорочинске ткань брала, но и напрямую с фабрик и комбинатов заказывала. Увидит интересную и качественную материю, найдет номер телефона производителя на этикетке — и звонит без стеснения. Свою первую покупательницу Ольга до сих пор помнит.
— Я ж тогда даже рекламу в районной газете разместила. Сообщила землякам, что продаю ткани разные, фурнитуру всякую… Красивая реклама получилась. И вот приходит женщина. Скептически так осматривает все, что на столах и витринах лежит, и насмешливо спрашивает: «Ты, что ли, рекламу давала?» Я в ответ головой киваю. А она вздохнула недовольно и говорит: «Понаписала-то много, а взять и нечего». Обидно стало, досадно. Но ассортимент расширить пришлось, — смеется Ольга.
Каждый день она пешком ходила из Долинска на работу в Плешаново. Утром 2,5 км туда, вечером те же 2,5 км обратно. И не жаловалась. Верила, что не зря ходит.
Совсем скоро Ольга открыла пошивочный цех в здании местного Дома быта, который тогда назывался КБО. Потом супруги Витенберг приобрели большой двухэтажный дом в центре поселка. И теперь уже сорочинцы стали завидовать современному торговому центру в Плешаново, поднимаясь по ступенькам на второй этаж.
— Я тогда каждый кирпичик целовала, — вспоминает Ольга.
И машину они с мужем купили. Не БМВ — «Шкоду». Но такого же красно-бордового цвета, как на детской наклейке. Когда автомобиль въехал во двор, Ольга каждой клеточкой ощутила и поняла: «Мечты сбываются!»
Магазин приносил прибыль, закройщицы и швеи едва справлялись с потоком клиентов. Количество работников 30 человек достигло. Бизнес развивался. К 2011 году Ольга Витенберг родила еще двоих сыновей и стала успешным предпринимателем. Многодетная мать, любимая жена, отличная хозяйка, грамотный руководитель — казалось, небеса вознаградили эту женщину за все ее старания, за упорство и трудолюбие. Семья даже две поездки за границу смогла себе позволить — один раз в Турции отдохнули, другой раз в Германии побывали. Но…
Все сначала
В 2013 году погиб муж Ольги. Горе отняло все силы. Кажется, даже дышать стало невыносимо тяжело. Вытаскивали из депрессии только дети. Они требовали любви и заботы и в свою очередь как могли поддерживали маму. И она старалась изо всех сил. Продолжала работать, ставила себе новые цели. Вот только жить в доме, где каждый гвоздик, кирпичик, лавочка, лампочка, кустик — все напоминало о любимом человеке, Ольга не смогла. Решила переехать в Оренбург. Оформила займы, купила жилье, приобрела большой двухэтажный дом, запустила швейное производство. Потихоньку училась жить без крепкого плеча мужа и его надежной поддержки. Гордилась сыновьями, заботилась о старенькой маме, которая осталась в Красно-гвардейском районе. Вела бизнес в Оренбурге и в Плешаново. И опять все сломалось, не успев наладиться как следует. Обвал рубля в 2014 году повлек за собой тяжелейшие последствия. Кредиты стали непосильными, оборотных средств не хватало, дружный коллектив начал разваливаться. Проблемы росли как снежный ком. И снова кризис заставил искать возможности.
Идей хватает
С 2016 года Ольга Витенберг является хозяйкой небольшой гостиницы в Плешаново. Она назвала ее «Магия уюта». Этот проект Ольга называет своей лебединой песней. Она вложила в него сердце и душу. Немцы, которые приезжали из Германии в бывший когда-то родным Красногвардейский район, по достоинству оценивали комфорт и сервис, которые предоставлял им гостевой дом «Магия уюта». С удовольствием арендовывали номера молодожены, восхищались условиями проживания командировочные. Ольга планировала погасить все имеющиеся долги, пыталась получить поддержку из государственного бюджета, открыть «Магию уюта» в Оренбурге и разработать полноценный туристический маршрут для гостей из Германии, да и не только для них. Но… Коронавирус закрыл границы и гостиницу Ольги Витенберг. И о своей лебединой песне, и о проектах и идеях, связанных с развитием внутреннего туризма, предприниматель снова говорит в прошедшем времени. А в настоящем… В настоящем — кризис. И это по-прежнему не только опасности, но и возможности. Потому сейчас Ольга Витенберг переквалифицировала производство и шьет маски. Качественно, профессионально и быстро. Принимает крупные оптовые заказы и продает товар в розницу. Пока еще верит в поддержку малого и среднего бизнеса, о которой говорит президент. И надеется, что в очередной раз она найдет выход из тупика.
— Есть люди, которые идут к своей цели напрямую, а я через буераки, — смеется Ольга. — Но я и через буераки дойду. По-другому нельзя. У меня четыре сына. Двое старших уже получили высшее образование и работают, среднему 15 лет. Он мечтает врачом стать. Младшему 11 лет. Тоже способный парень. Им всем так нужна моя поддержка. Как и мне — мамина. В этом ведь и есть сила семьи. И эта сила обязательно поможет нам преодолеть еще не один кризис.
В моменты особого творческого вдохновения Ольга Витенберг пишет книгу о своей судьбе. Она назвала ее «Шаги жизни». Главная мысль книги перекликается с китайской мудростью: «Чтобы дойти до цели, надо просто идти».