Оформление инвалидности: что нужно знать? 

27 02 blank mse 2 min - Оформление инвалидности: что нужно знать? 

Инвалидность — состояние, которое не позволяет человеку из-за физических или психических отклонений вести полноценный образ жизни. Как и любое официальное действие, порядок оформления инвалидности установлен законом. 
Все начинается с поликлиники 
Если гражданин, имеющий проблемы со здоровьем, ранее не наблюдался у врача, ему или его законному/уполномоченному представителю нужно обратиться в поликлинику. Участковый терапевт определит объем диагностических обследований, необходимый для оформления инвалидности. Важно лабораторными, инструментальными обследованиями, заключениями консультантов, выписками из стационара, полноценными записями врачей, наблюдавших и анализирующих течение заболевания, доказать наличие признаков стойкого ограничения жизнедеятельности, уточнить степень стойкого отклонения физического или психического состояния организма и возможности реабилитационного потенциала. 
Перечень медицинских обследований для вынесения объективного экспертного решения по каждому конкретному заболеванию определен совместным приказом Минтруда/Минздрава России № 52н/35н от 31.01.2019. 
Если по результатам обследования установлена степень стойкого нарушения функций организма, соответствующая критериям приказа Минтруда России № 585н от 27.08.2019 «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы…», медицинской организацией принимается решение об оформлении документов на медико-социальную экспертизу. При этом гражданин (его законный/уполномоченный представитель) официально закрепляет свое согласие на оформление направительных документов. 
Следует помнить, что не всегда степень нарушенных функций организма соответствует тем критериям, при которых устанавливается инвалидность. В таком случае медицинская организация имеет право отказать гражданину в оформлении направительных документов. Отказ оформляется справкой, составленной в произвольной форме. Эта справка является основанием для самостоятельного обращения в бюро МСЭ. 
В пакете направительных документов на медико-социальную экспертизу должны быть копии всех выписок из стационара и заключения консультантов по основному и сопутствующему заболеваниям, заверенные печатью врачебной комиссии и личной подписью ее председателя. Если врачебная комиссия медицинской организации решила, что гражданин по состоянию здоровья не может явиться в бюро самостоятельно, в документах ставится особая отметка. Дополнительно выдается заключение комиссии соответствующего содержания. 
К пакету документов детей должно быть приложено заключение психолого-медико-педагогической комиссии, учащихся — справка с места учебы. В пакете документов работающих граждан должен быть открытый листок нетрудоспособности (при его наличии на бумажном носителе) или ссылка на номер электронной версии. 
Максимум информации 
Для вынесения экспертного решения важно из первичной медицинской документации почерпнуть многое. Поэтому специалисты бюро медико-социальной экспертизы обязательно должны иметь амбулаторную карту, все подлинники выписок из стационаров и подлинники заключений консультантов. При наличии заболевания опорно-двигательного аппарата (переломы, артрозы, патология позвоночника) — рентгеновские снимки. Подлинники должны подтверждать всю содержащуюся информацию о развитии заболевания, о проведенных лечебно-реабилитационных мероприятиях, о клиническом и реабилитационном прогнозе. Частота приступов, длительность обострения, выраженность болевого синдрома, влияющих на развитие стойких нарушений функций организма, отметки об эффективности или неэффективности лечения — все это должно быть отражено в амбулаторной карте. 
После сверки подлинников с ксерокопиями, сверки описания рентгеновского снимка с самим снимком, записей в амбулаторной карте с записями в направительных документах все подлинники будут возвращены гражданину (его законному/уполномоченному представителю). 
Если стандарт обследования не выполнен и вынесение объективного экспертного решения явно затруднительно, бюро МСЭ запрашивает его исполнение от медицинской организации, направившей гражданина. 
Если дополнительные документы также не содержат достаточную доказанность стойких нарушений функций и ограничений жизнедеятельности, тогда бюро МСЭ составляет собственную программу дообследования для получения исчерпывающей доказательной базы. 
Гражданин (его законный/уполномоченный представитель) может письменно отказаться от дополнительного обследования. В этом случае решение о признании/непризнании гражданина инвалидом принимается на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая запись в его акте МСЭ. 
Без участия гражданина 
Из медицинской организации в учреждение МСЭ пакет документов и реестры к ним передаются курьерской службой на бумажных носителях с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и врачебной тайне. Срок передачи — три рабочих дня от даты заверения врачебной комиссией медицинской организации.  
Весь дополнительный документооборот между бюро МСЭ и медицинской организацией осуществляется также через курьера, т. е. без личного участия гражданина. 
По результатам рассмотрения поступивших документов бюро МСЭ принимает решение о месте проведения экспертизы (на дому, в стационаре медицинской организации или организации социального обслуживания, в исправительном учреждении) и о форме проведения МСЭ (очной или заочной). Состояния и заболевания, при которых медико-социальная экспертиза должна проводиться в заочной форме, указаны в Постановлении Правительства РФ № 95 от 20.02.2006 в редакции от 21.06.2018. 
В соответствии с Правилами признания лица инвалидом, срок проведения МСЭ — 30 календарных дней со дня поступления документов.  
В двух случаях срок проведения МСЭ должен быть сокращен до трех рабочих дней с целью в ближайшее время обеспечить человека социальной поддержкой и предоставить услуги и приспособления, повышающие качество жизни. 
Сокращенный срок установлен для граждан с неизлечимым тяжелым заболеванием, нуждающихся в паллиативной помощи, и для граждан, находящихся на лечении в стационаре в связи с операцией по ампутации (реампутации) конечности (конечностей), которым необходимо первичное протезирование. 
В условиях пандемии 
В целях минимизации рисков заражения новой коронавирусной инфекцией временно установлен особый порядок признания лица инвалидом. Он распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2020 г., и действует до 1 октября 2020 г. включительно. 
В новых условиях от гражданина заявление и согласие на МСЭ, предусмотренные пунктом 24 Правил признания лица инвалидом, не требуются. Экспертное решение выносится исключительно в заочной форме, без присутствия заявителя (его законного/уполномоченного представителя) 
Сейчас (с 01.03.2020 по 01.10.2020) к направительным документам прикладываются копии паспорта, трудовой книжки, диплома о профессиональном образовании. После 01.10.2020 гражданин на заседание бюро по проведению медико-социальной экспертизы должен сам представить подлинники перечисленных документов. Если паспорт на момент обращения в бюро недоступен (утрачен, поврежден, находится в процессе замены по возрасту гражданина и т. д.), предоставляется временное удостоверение личности. 
Право на обжалование 
Гражданин имеет право не согласиться с экспертным решением бюро МСЭ и обжаловать его в срок не позднее одного месяца с даты вынесения в Главном бюро МСЭ  (г. Оренбург, пер. Трофимовский, 13). При несогласии с решением этого органа также в срок не позднее одного месяца с даты вынесения — в Федеральном бюро (г. Москва). 
Заявление на обжалование можно подать в письменной форме на бумажном носителе или в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы государственных услуг. 
На любом этапе обжалования гражданин (его законный/уполномоченный представитель) может обратиться в суд. 
О. Е. Ковалева, Ю. А. Кинощук, Т. Н. Смагина, ФКУ «ГБ МСЭ по Оренбургской области».  

Добавить комментарий