В Оренбургской области до конца года отменены все презентационные мероприятия. Их организаторы несут огромные убытки и находятся на грани ликвидации. Впервые за два десятка лет не будет проводиться и старейшая ярмарка региона «Меновой двор». Скорее всего, она вообще больше не состоится в прежнем формате.
Отмена массовых мероприятий в этом году, конечно, напрямую связана с коронавирусными ограничениями. Но справедливости ради стоит отметить, что выставочная деятельность в Оренбуржье показывала признаки упадка и до этого.
Так, например, если десять лет назад, в 2010 году, в Оренбургской области проводилось по 12 выставок в год, то уже к 2018 году их число сократилось вдвое. А в 2019 году прошло только пять выставок. Формально, правда, их было больше, так как для расширения аудитории организаторы шли на всевозможные хитрости. Например, объединяли несколько площадок, что называется, под одной крышей. Так проходили три экспомероприятия: «СтройУрал», «Недвижимость в Оренбуржье» и «Городское хозяйство». Но фактически все это было одной выставкой: в каждой по отдельности банально не набралось желающих поучаствовать.
В 2020 году и вовсе прошла одна-единственная выставка «АГРО-2020». Это было в конце февраля, а в марте уже начали действовать коронавирусные ограничения. И весь график event-деятельности в регионе полетел в тартарары.
По «дедовскому» методу
Больше всего, конечно, жаль выставку-ярмарку «Меновой двор». Это старейшая площадка, история которой начинается еще в 80-е годы. В прежние времена она проводилась весной и осенью, неизменно собирая сотни участников и тысячи посетителей.
На ярмарку съезжались сельхозтоваропроизводители со всей области и из-за ее пределов. Торговали на улице без всякой арендной платы. А оренбуржцы в дни «Менового двора» оформляли отгулы на работе, чтобы успеть затариться дешевыми и качественными продуктами.
— Прежний «Меновой двор» — это всегда шум, дым коромыслом, песни и пляски. Тут жарят шашлык и дают бесплатно попробовать, там наливают горячительное местного производства… Для крестьян, которые приезжали, это был настоящий праздник, да еще и бесплатный: за место-то не платили. Для горожан — уникальная возможность купить товары гораздо дешевле, чем в магазинах. А теперь что? За квадратный метр на выставке нужно платить по 4 000 рублей в сутки! Вместо бесплатного шашлыка и стопки тебе в лучшем случае всучат рекламный буклет, — рассказывает заместитель директора крупного агропредприятия Иван Новиков.
Фермеры сокрушаются. Попытались все переделать на европейский формат. Но лучше бы оставили ярмарку классического «дедовского» типа.
Бизнес на грани
— Мы работаем в этом году от силы на 10 % возможностей. Приспосабливаемся, ищем варианты. Но их немного: мероприятий нет, и когда теперь будут — неизвестно, — рассказывает генеральный директор известного в Оренбургской области и за ее пределами агентства «Виконт-Медиа» Ильдар Курманаев.
Шатры и палатки, которые раньше ставили при проведении мероприятий на открытом воздухе для организации чайных столиков с самоварами и баранками, теперь используются как мобильные лаборатории. Их, например, поставили на железнодорожном вокзале в Оренбурге для исследования гостей города на COVID-19.
— Июль-август — традиционный аншлаг в нашей работе. День металлурга на востоке области всегда очень широко отмечали. За ним —
День строителя. Потом — День работников нефтяной и газовой промышленности. Кстати, юбилейный в этом году должен быть праздник, 40-й. Также в первые выходные сентября — День города Оренбурга.
Впервые за все годы, что мы работаем, полый ноль. Ни одного мероприятия не запланировано, — комментирует Ильдар Курманаев.
Еще хуже обстоят дела у крупнейшего организатора выставок в области — ООО «УралЭкспо». Компания еще в 2015 году приносила чистой прибыли 4,8 млн рублей при выручке более чем в 36 миллионов.
Но с 2018 года — сплошные убытки. Сначала на 2,1 млн, затем — еще почти на 1 млн. Уже заключенные контракты отменяются, а само предприятие на грани ликвидации.
— Да, все выставки до конца года отменены. О полном закрытии предприятия пока речь не идет, но деятельность до конца года у нас действительно приостановлена. Что будет дальше, не знаем. Ситуация крайне тяжелая, — подтвердили сотрудники «УралЭкспо».
Конечно, коронавирус все равно будет побежден, и ограничения на проведение массовых мероприятий снимут. Но в классическом виде выставки, скорее всего, уже не возродятся.
Падение популярности и посещаемости выставок отмечают все регионы, просто где-то это выражено сильнее, где-то — меньше. И причина тут еще и в том, что в принципе привычный выставочно-демонстрационный формат уступает более современным и эффективным способам коммуникации «производитель — покупатель».
Так, например, все больше компаний продвигают свою продукцию в Интернете, создают интерактивные сайты, работают в социальных сетях. Выставки в крупных экспоцентрах Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга трансформируются в инвестиционные мероприятия, где наибольшую ценность представляет собой не демонстрация товара, а презентация возможностей.
И все-таки, может, есть смысл подумать о возрождении тех самых «дедовских» ярмарок? Бесплатный доступ товаропроизводителей на площадки, больше свободы и возможностей для стимулирования в целях популяризации местной продукции…
Но тут уже все упирается в договоренности с владельцами рынков и торговых комплексов. Зачем им пускать на свою территорию продавцов бесплатно, если можно на этом мероприятии «срубить деньжат»?
Коронавирус поставил жирную точку в истории с выставочными мероприятиями. Как минимум до конца 2020 года.