Студентка ОГУ Татьяна Лохонова разработала проект безотходной переработки арбузов. Эта идея уже привлекла внимание экспертов федеральной программы Агентства стратегических инициатив «Сильные идеи для нового времени».
Наш регион занимает одно из лидирующих мест в России по количеству площадей, занятых бахчевыми культурами. Но сохранить урожай без потерь пока не удалось никому. Арбузы — скоропортящийся продукт, потому тоннами каждый год гниет на полях.
Татьяна Лохонова предлагает запускать в переработку не только мякоть, но и корки, и семена. Это позволит вывести на рынок широкий ассортимент кондитерских изделий и напитков на основе натурального продукта.
— Идея безотходной переработки арбузов появилась у меня еще пару лет назад. Одно из главных богатств Соль-Илецкого района — бахчевые культуры, но инвесторы предпочитают вкладывать деньги исключительно в развитие туризма. А арбузы пропадают, потому что продать такое огромное количество полосатого товара в короткий срок невозможно. Обидно. Вот я и решила исправить ситуацию, — объясняет Татьяна.
К разработке своих первых «арбузных» проектов она приступила сразу после начала обучения в ОГУ. Сначала подсчитала, что из одной тонны арбузов получается около 40 кг семян, 310 кг корки и околоплодника, 130 кг мезги и 600 кг сока. Все это может стать ингредиентами при производстве меда, желе, цукатов, масла и даже мыла. К тому же эксперименты показали, что сок можно получать не только из мякоти, но и из кожуры арбуза.
Оригинальная рецептура фрешей предполагает в своем составе наличие хлорофилла, который в большом количестве содержится в корках. Студентка подсчитала, что при стоимости стаканчика полезного арбузного фреша 28 рублей только на коктейлях чистая прибыль за туристический сезон в Соль-Илецке может составить 11 миллионов рублей.
— Реализовывать арбузную продукцию лучше всего через сеть фирменных уличных киосков. Мы уже разработали план предприятия и составили бизнес-модель. Киоски планируем расставить в ключевых точках курорта, — рассказывает Татьяна Лохонова.
Совместно со своим научным руководителем, доцентом кафедры технологии пищевых производств Виталием Федотовым, девушка уже разработала линейку продуктов переработки арбузов и маркетинговую стратегию продвижения. Частью стратегии по формированию бренда нового товара являются яркие, запоминающиеся слоганы: «Зеленые снаружи, красные внутри!», «Арбуз — войди во вкус!», «Хочешь знать природы вкус — зацени-ка мой арбуз!», «Соль-илецкий арбуз — самое сладкое внутри!» и т. д.
Одно из направлений будущего бизнеса — производство патоки. Этот продукт очень востребован на всех кондитерских предприятиях страны. Татьяна Лохонова предлагает организовать производство патоки из свежевыжатого сока арбуза. Сейчас патока в России производится из картофеля, кукурузы и зерновых.
Прибыль от реализации столь сладкого проекта обещает превысить 200 миллионов рублей в год.
За несколько дней проект Татьяны Лохоновой получил отклик у десятков посетителей сайта Агентства стратегических инициатив. Комментаторы активно обсуждают разработку и даже предлагают новые рецепты. Чем больше голосов и комментариев — тем больше шансов на победу и интерес инвесторов.
Пусть нас заметят!
По состоянию на 3 августа команда ОГУ представила на форум Агентства стратегических инициатив «Сильные идеи для нового времени» 54 проекта. Татьяна Лохонова — единственная студентка в этой команде. Она выдвинула на суд экспертов три идеи в разных номинациях. Помимо безотходного производства арбузов, девушка предлагает организацию промышленного туризма и создание веб-агрегатора отзывов о продуктах питания местного производства. Все остальные представители ОГУ на данной площадке — преподаватели.