Не дистанцируйтесь! 

Общественница, заводила, веселушка… Я всегда любила школу, а меня любили учителя и одноклассники. Со многими из них у меня до сих пор чудесные отношения. Наша школьная жизнь не похожа на ту, которую проживают наши дети и внуки. Мы жили без Интернета, но с библиотеками; без гаджетов, но с записочками; без презентаций, но с тематическими вечерами. У нас были крепкая дружба, любовь, субботники, трудовой лагерь «Тополек», политинформации и сбор металлолома. 
Мы сбегали с уроков, рвали сирень в сквере рядом со школой и ходили к кому-нибудь на чай, сидели на подоконниках, украшали классы к Новому году и оттирали ластиком исписанные парты. Ну, взялась за воспоминания! Старость, однако… 
В этом году должна была пойти в первый класс моя внучка. Должна была, но не пойдет! Это решение мы приняли на семейном совете. На следующий день после того, как в нашей стране объявили режим изоляции, а учителей «дистанцировали» от детей. В головах так и не сложилось представление о том, что будет с нашей и без того не очень подготовленной девочкой 1 сентября 2020 года… Картинки рисовали одну страшнее другой. Вот сидим мы у компьютера — тревожная бабушка-педагог и не менее тревожная мама-доктор — и тупо пялимся в монитор из-за худенького плечика нашей первоклашки. А с экрана на нас смотрит учительница. Она не менее тревожна, потому что тоже не понимает, как «поставить» руку ребенку в режиме онлайн. Мы-то, конечно, умеем писать, но плохо представляем, что такое метод салфетки, игра «уложи ручку спать» или «найди точку на пальчике». Сейчас ребенок держит ручку неправильно. Я вижу это. Но сделать ничего не могу — не умею! Меня иным педагогическим наукам обучали. Представляете другую картинку? Побились мы первую четверть, истратили последние нервные клетки и психические ресурсы, убили у ребенка желание учиться прямо в зародыше и… плюнули на школу! Недопустимо такое развитие событий. Потому и решили, что в этом году экспериментов над ребенком проводить не будем. И расслабились. И очень сочувствуем тем семьям, в которых очень ждали 1 сентября, старательно готовились пойти в школу, сесть за парту, положить руки в «позу внимания» и внимать учителю с раскрытым ртом. 
Дети и родители всей страны уже полгода находятся в подвешенном состоянии. И разговоры про «эту проклятую дистанционку» не замолкают в семьях, где есть школьники или студенты. Педагоги, психологи, врачи и родители со всех сторон изучают плюсы и минусы инновационного образования и пытаются найти ответ на единственный вопрос: «Принесет ли этот эксперимент пользу ребенку?» Важно помнить, что главное действующее лицо во всем этом сложном процессе — дети. И именно о них должны думать взрослые в первую очередь. 
Конечно, в «онлайне» есть немало позитивного: и родительский контроль усилился, и времени мамы-папы стали больше проводить с детьми, и лицо учителя чаще видят, и ребенок — в комфортных и безопасных условиях. Кроме того, дети наконец-то осознали, что компьютер можно использовать для получения знаний, а не только для игр… Плюсы можно продолжать перечислять. Но ведь и минусов у «домашней школы» немало. И главный — отсутствие социальных связей. Не хватает ученикам общения друг с другом и с педагогами. А ведь это один из самых мощных факторов развития личности. Фигура учителя, который для большинства младших школьников является настоящим авторитетом, просто исчезла из жизни. Помните, как дети обычно говорят: «Мам, ты ничего не понимаешь, а вот Марьиванна сказала…»? Представляете, как они подбегают к своей Марьиванне, прижимаются, как цыплята к наседке, угощают яблоками и конфетами, рассказывают, чем занимались в выходные? 
А еще вопрос активности волнует. Уроков физкультуры-то в онлайн-режиме нет, смены обстановки и деятельности — тоже. Вот и сидят школьники за компьютером часами! В квартире не попрыгаешь и не побегаешь… 

В общем, дистанционное образование — тема сложная. Очевидно одно: такой формат подходит далеко не всем. Да, наверное, в критической ситуации он выручил как единственно возможная мера. Но я категорически против того, чтобы «дистанционка» захватила все образовательное пространство. Как учителю и родителю, мне эта придумка министров всех рангов совсем не нравится. Как ни крути, живая Марьиванна всегда лучше, чем ее лицо на экране монитора! 

 
Галина Широнина. 

Добавить комментарий