Старообрядческая община в Оренбургской области в настоящее время насчитывает около 80 человек. Они знают друг друга по именам, помогают нуждающимся, вместе молятся и отмечают праздники.
Храм во имя Знамения Пресвятой Богородицы находится в самом центре Оренбурга и представляет собой памятник архитектуры. Он не сверкает многочисленными куполами, не приковывает взор кричащей архитектурой. В нем нет помпезности. В нем живет дух святой Руси, воплотившийся в строгости и торжественности богослужений.
В главный зал храма ведет небольшой коридорчик. Здесь размещается регистратура с небольшой витриной для книг, церковной утвари и икон, стойкой со свечами и ящиком для пожертвований.
В зале для богослужений все необычно, отлично от убранства православных храмов. Вдоль стен стоят лавочки, на полу — ковровые дорожки. Иконы — на стенах, на комодах. Все просто и по-домашнему.
Такие разные иконы
На первый взгляд, особых отличий в убранстве старообрядческого храма нет. Алтарь, царские врата, крылос… Привлекают внимание лишь иконы. Они написаны в каноническом стиле, меднолитые или рукописные. И все очень старые. Со временем и без того приглушенные краски на них потемнели. Лики святых, Богородицы, Христа лишены театральности: подрумяненных щек, распущенных волос, ярких губ. Старинное письмо имеет особый почерк, но все лики узнаваемы: Никола Чудотворец, Казанская Богородица… Здесь нет лишь покровительницы Оренбургского края — Табынской Богородицы. Старообрядцы ей не поклоняются, потому что лика не видно. А молиться иконам, у которых нет лица, здесь не принято.
Сергий Радонежский, Григорий Богослов… — святым, которые прославлены до XVII века, старообрядцы молятся. А вот икон царя Николая II, Серафима Саровского, Матроны Московской в храме нет. Здесь не почитают святых, которые прославлены церковью после раскола. Их заменяют лики Протопопа Аввакума и боярыни Морозовой. Для этих исторических персон в старообрядческом календаре даже дни почитания установлены.
При свете огня
В старообрядческом храме во время богослужений не используется электрический свет, исключение составляет лишь крылос, где поют певчие. Главный светильник церкви — огромная свечная лампа — паникадило. Эта лампа зажигается на каждое богослужение. На нескольких ярусах устанавливаются в подсвечники тридцать восковых свечей. В лампадах — растительное масло.
— Богу нужно приносить Авелеву жертву, то, что можно употреблять в пищу. Только тогда она воспринимается как богоугодная, — объясняет настоятель старообрядческого храма в Оренбурге Владимир Гошкодеря.
Берегини древней веры
Все в храме Знамения Пресвятой Богородицы сделано руками прихожан. Так уж исторически сложилось, что старообрядцы всегда все делали вместе. Вот и в 1993 году, когда общине было возвращено здание церкви, люди начали его восстанавливать. Священника на приходе тогда не было. Храм находился в полуразрушенном состоянии, степень износа составляла 70%. Несмотря на все трудности, верующие не отступили. Ведь это место намолено их отцами.
Женщины отчищали полы и стены, мужчины вставляли окна, восстанавливали кирпичную кладку. На крыше работал участник Великой Отечественной войны, прихожанин Григорий Максимович Шмарин. С его помощью был отлит в дар церкви колокол весом 50 кг. Марья Петровна Агафонова хлопотала по хозяйственной части, организовывала людей. Работая, прихожане не забывали о молитвах. Сестры Акилина Антиповна и Стефанида Антиповна Беспаловы, зная устав старообрядческой общины, вели богослужения.
Так продолжалось несколько лет. А в 2001 году инициативная группа обратилась к митрополиту Московскому и Всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви с просьбой прислать в Оренбург священника. Просьба была удовлетворена.
Духовные чада
Средний возраст прихожан старообрядческой церкви — 40 лет. Все они — духовные чада настоятеля Владимира Гошкодеря. Батюшка всех их знает по именам, интересуется проблемами и жизнью семьи каждого верующего. Священник по-отечески старается присматривать за своими духовными детьми. Большинство прихожан — выходцы из старообрядческих семей. Изредка община пополняется новичками. Людей привлекают в старой вере догмы и каноны, которые остаются неизменными на протяжении многих веков.
— Если человек не понимает сущности старообрядческой церкви, ее фундамента, его не смогут принять в общину. Простого уважения для нас мало. Люди, пришедшие в храм под влиянием эмоций — просто романтики. Они не готовы к постоянству. А у нас это основа основ, — говорит Владимир Гошкодеря.
Старообрядческая община живет по своему укладу. На собраниях выбираются председатель, староста и казначей. Певчие и чтецы — тоже из числа прихожан. Оренбургские старообрядцы продолжают восстанавливать свой храм, молятся, встречают гостей. Недавно в Оренбурге побывал епископ Казахстанский и Уральский Савва. Он оценил деятельность общины в укреплении и сохранении старой веры.
Владимир Гошкодеря, настоятель старообрядческого храма во имя Знамения Пресвятой Богородицы в Оренбурге: «На самом деле старообрядцев в нашем городе намного больше. Надеюсь, что все они проснутся и придут в храм».
Справедливость восстановлена
Оренбургская старообрядческая община имела свой молитвенный дом с земельным участком, пожертвованные в 1892 году прихожанкой Марией Гущиной. Община действовала до 1931 года. В ней насчитывалось более 250 человек. В основном это были ссыльные старообрядцы. Возглавлял паству Дмитрий Малофеев, уроженец Оренбурга.
Потом церковь закрыли. Здание передали в городской фонд. Всю утварь конфисковали. Верующие собирались в одном из домов на Маяке. Там и молились. Деятельность общины была восстановлена в 1973 году, а в 1993 году ей было возвращено здание церкви.
Людмила Яковлева.