У воспитанников детского дома стали появляться старшие товарищи — наставники. Они должны помочь ребятам адаптироваться к жизни за стенами казенного учреждения и просто стать для них друзьями.
В Оренбургской школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Дом детства» в настоящее время воспитываются 116 мальчишек и девчонок в возрасте от четырех до 18 лет.
С детьми круглосуточно находятся воспитатели и социальный педагог.
— Но их дети воспринимают как учителей. А нужны люди извне, с другим жизненным опытом, — говорит Ульяна Лукьянова, психолог благотворительного фонда «Сохраняя жизнь», — которые подскажут, помогут правильно поступить в той или иной ситуации да и просто расскажут об обычных бытовых вещах и простых человеческих отношениях.
* * *
Проект наставничества в Доме детства реализуется почти год при поддержке благотворительного фонда «Сохраняя жизнь». Участие в нем — дело добровольное как для подопечного, так и для наставника.
Чтобы стать наставником, нужно рассказать о себе на собеседовании, затем получить консультацию психолога и пройти обучение.
Важен и возраст самого кандидата. Он должен быть не младше 24 лет. Среди оренбургских наставников есть сорокалетние люди. Недавно желание стать старшим другом изъявила и 50-летняя оренбурженка.
Что касается детей, то в проекте участвуют только подростки. Ребята до 12 лет, по мнению специалистов, подсознательно ищут родителей и могут увидеть их в любом взрослом. Такая ложная привязанность может травмировать детскую психику.
* * *
По условиям проекта «Наставничество» общение между ребенком и наставником происходит раз в неделю на территории детского дома.
В настоящее время, в условиях пандемии очные встречи отложены. Их заменяет общения по скайпу, на платформе ZOOM. Но обе стороны ждут снятия ограничений.
Установить контакт с ребенком наставнику бывает нелегко. У каждого воспитанника детского дома своя непростая история. Но преодолеть барьер можно. В этом наставнику помогают психологи и социальные педагоги.
— В своей подопечной иногда я вижу себя. Бывает, я ее не понимаю и тогда стараюсь посмотреть на мир ее глазами, — говорит Майя, наставник. — Она заставляет меня размышлять, смеяться, грустить и даже злиться. Но, несмотря на это, каждой встречи мы обе ждем с нетерпением. На вопрос, что будет после выпуска из детского дома, я отвечаю, что поживем — узнаем вместе.
* * *
Наставников для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ищут еще в 11 регионах России: в Калининграде, Нижнем Новгороде, Уфе, Перми, Томске… Проект реализуется с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Впервые проект был запущен в детских домах Новосибирска, Красноярска и Иркутска в 2017 году. В последующие годы его география стала расширяться. Оренбург вошел в их число в этом году.
В проекте «Наставничество» в регионах России в настоящее время участвует 380 пар ребенок-наставник. В оренбургском Доме детства — восемь пар.
Асия Рахимова, социальный педагог ГБОУ «Дом детства»: «Наша задача состоит в том, чтобы каждый воспитанник детского дома имел наставника, чтобы между ними сложилось полное доверие, как с мамой или папой. Не у всех детей есть шанс найти новых родителей. Но у всех должна быть возможность найти настоящего друга».
В настоящее время под шефством некоммерческой организации «Сохраняя жизнь» находятся четыре детских интерната: в Оренбурге, селе Покровка Новосергиевского района, Гае и Орске. Присоединиться к команде волонтеров и наставников можно, позвонив по телефону 8-961-947-62-54.
Людмила Яковлева.