В детском саду № 121 г. Орска открылась группа для детей с расстройством аутистического спектра. Здесь особенных ребят готовят к школьной жизни.
В одной группе десять воспитанников в возрасте от четырех до семи лет. И у каждого ребенка — свое расписание занятий. Воспитатель коррекционной группы Елена Ведиборенко обговаривает с каждым из воспитанников маршрут дня у специального визуального расписания.
— Особенность детей с аутистическим спектром расстройств в том, что они должны знать заранее, чего им ждать. Все в их жизни должно быть предсказуемым. Неожиданности дезориентируют, выбивают их из колеи, — говорит Елена Ведиборенко.
* * *
Как правило, аутичные дети испытывают также речевые и коммуникативные затруднения, поэтому в орском детском саду № 121 используется особая методика работы с такими малышами — альтернативная коммуникация
с помощью карточек ПЭКС. Так дети обучаются общению, навыкам самообслуживания, учатся выражать просьбы. На каждом из этапов альтернативной коммуникации моделируется устная речь ребенка, стимулируется ее развитие.
В мае прошлого года орский детский сад выиграл грант в размере 200 тысяч рублей. Его потратят на покупку специализированного оборудования и дидактического материала, которым смогут пользоваться все дети. Первые посылки с новым оснащением уже прибыли.
* * *
Сегодня в детском саду № 121 г. Орска помимо обычных ребят воспитываются 110 малышей с особенностями развития. Десять из них — аутисты. Раньше они были каждый в своей возрастной группе, теперь вместе.
— Открытие группы — осознанное решение. Специалисты говорят, что у этих детей нет умственных отклонений, напротив, могут быть зачатки гениальности. Их просто надо научить жить в социуме, — говорит Елена Тамаева, заведующая МДОАУ «Детский сад № 121 «Золотой колосок» г. Орска. — И чем раньше, тем лучше. Самое сложное в работе с такими детьми — у них есть свой внутренний мир. Они его понимают, а вот окружающим он недоступен.
* * *
В дальнейшем особенные воспитанники детского сада № 121 смогут пойти и в общеобразовательное учреждение. Такой преемственный проект «Детский сад — школа» впервые запустили в этом году на базе орской школы № 31. Условия для комфортной жизни и образования созданы: отдельный вход, санитарная комната, учебный класс. Всего три часа обучения в день. Педагог и тьютер помогают ребятам разобраться в математике, научиться читать и писать, а главное — адаптироваться в жизни.
В том, что проект будет востребован, сомнений у воспитателей и педагогов нет.
Подобный класс уже есть в Оренбурге, теперь и в Орске. В планах — Бузулук и Бугуруслан. Правда, для реализации проекта по работе с особенными детьми нужен штат особенных педагогов.
Дети с расстройством аутистического спектра ориентируются на визуальную наглядность, поэтому для них важно не только определять область заданий, но и отмечать их исполнение.
Людмила Яковлева.