Кто возьмет детей на передержку? 

Из-за экстренной госпитализации родителей с диагнозом COVID-19 несовершеннолетние дети могут остаться дома в одиночестве — без еды, поддержки, присмотра. 
У моих друзей случилась беда. Все члены семьи оказались заражены новой коронавирусной инфекцией. Первые признаки коварного заболевания участковый терапевт приняла за бронхит и назначила соответствующее лечение взрослым членам семьи. К несовершеннолетней дочери тоже вызвали участкового педиатра, которая поставила ребенку диагноз: ОРВИ. 
Неделя изоляции дома, таблетки, уколы самочувствие не улучшали, а временами, наоборот, ухудшали. В итоге главу семьи увезли в больницу. Компьютерная томография показала 30%-е поражение легких. На следующий день госпитализировали и его супругу. Результаты анализов позже подтвердили COVID-19. 
У ребенка к этому времени состояние здоровья стабилизировалось, но, как контактная, она должна находиться на карантине. 
Встал вопрос, кто присмотрит за девочкой, пока родители в больнице. Бабушек и дедушек нет. Даже если и были бы, отправлять к ним ребенка, который может принести пожилым людям, возможно, смертельную для них инфекцию, нельзя. Понятно и то, что брать девочку в семью, где нет зараженных COVID-19, тоже нежелательно. Оставлять несовершеннолетнего одного дома нельзя. Как быть? В какие инстанции или органы обратиться? 
Соцзащита 
В министерстве социального развития Оренбургской области поясняют, что обслуживать на дому временно оставшегося без попечения взрослых ребенка социальные работники не имеют права. Принимать в свои социальные приюты и реабилитационные центры для несовершеннолетних таких детей тоже не могут, так как данные учреждения работают в закрытом режиме и только со здоровыми детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации. Состояние здоровья должно быть подтверждено соответствующими медицинскими документами и результатами лабораторных исследований. 
Минздрав 
В министерстве здравоохранения области говорят о том, что госпитализировать контактного ребенка вместе с родителями нельзя. Ведь цель врачей — вылечить больного, а потому контактному ребенку не место в «красной» зоне. 
В мае этого года на базе детской городской больницы Оренбурга открывали специализированное отделение для несовершеннолетних пациентов с положительным тестом на COVID-19. Предполагалось также, что туда будут госпитализировать детей по социальным показателям — когда несовершеннолетних не с кем оставить на время лечения родственников. 
В настоящее время данный ковид-центр работает как больница долечивания пациентов, перенесших коронавирусную инфекцию. 
— Если нет признаков заболевания COVID-19 у ребенка, его судьбой во время госпитализации родителей должны заниматься социальные службы, — считает Наталья Тикоменас, заместитель главного врача по лечебной работе ГАУЗ «ДГКБ» г. Оренбурга. — В социальных учреждениях есть изоляторы, где до получения результатов анализа могут находиться дети. В инфекционной больнице тоже временно находятся дети, изъятые из асоциальных семей, до полного медицинского обследования и дальнейшего жизнеустройства. Однако сейчас инфекционная больница перепрофилирована под ковидный госпиталь, и там нет мест для ребенка. 
Органы опеки и попечительства 
Служба, задача которой — защита интересов детей, в период эпидемии должна присматривать за детьми, временно оставшимися без попечения взрослых, и заниматься поиском родственников, в семью которых возможно передать ребенка. Один случай в Оренбурге имел место. Девочку, которую воспитывает мама одна, передали бабушке, живущей по соседству. 
Кто в ответе? 
В поисках официальной информации и нормативных документов мы обратились к вице-губернатору — заместителю председателя Правительства Оренбургской области по социальной политике — министру здравоохранения региона Татьяне Савиновой. От нее ждут указаний службы, которые по своему назначению должны помогать и взрослым, и детям, оказавшимся в сложной ситуации, связанной с пандемией коронавируса. 
Опыт есть 
В Москве в случае, если родителей пришлось госпитализировать, детей одних не оставляют. Врачи связываются с территориальными органами опеки и попечительства, специалистами социальной защиты и ставят их в известность о сложившейся ситуации. Дальнейший алгоритм отработан. После уведомления специалисты соцзащиты совместно с полицией прибывают на место и определяют последующее местонахождение ребенка. Вариантов три: в медицинскую организацию, если помощь нужна ребенку; к родственникам на временное попечение; в социальный приют или реабилитационный центр для несовершеннолетних. 
В Москве таких учреждений 30, в каждом округе столицы. Они называются семейными центрами. За счет государства ребенку там предоставляется полноценный уход, шестиразовое питание, одежда, обувь. Школьники даже смогут посещать школу. Связь родителей и детей не прерывается. 

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы разработал специальную памятку «Что делать, если не с кем оставить ребенка, пока родитель или опекун в больнице». В Оренбургской области подобных инструкций пока нет. 
 
Людмила Яковлева.

Добавить комментарий