Всего семь нот — и целая жизнь 

4 г хавторина - Всего семь нот - и целая жизнь 

Шесть с лишним десятков лет служения искусству, детям и краю, ставшему родным. Своими размышлениями о музыке, о судьбе с «Оренбургской сударыней» поделилась заслуженный работник культуры РФ Галина ХАВТОРИНА. 
Консерватории помешала целина 
Мама всегда мечтала, чтобы мы, две сестры, занимались музыкой. Но отец до войны служил в Приморском крае, мы жили в тайге, где не было ни музыкальных школ, ни инструментов. 
После войны и скитаний по городам оказались в Чкалове, так тогда назывался Оренбург. Появилась возможность учиться музыке. Но мы с сестрой уже не годились для поступления в школу. Занимались с частным педагогом, а после окончания семилетки я подала документы в музучилище на дирижерско-хоровое отделение. 
Всегда училась на отлично, планировала продолжить учебу в Саратовской консерватории, но в те годы, в середине 60-х, в нашем крае началось освоение целины, почти весь наш курс направили в школы области. 
Закружила жизнь, работа… 
Три года работала в Бугуруслане, а когда приехала домой, к родителям, встретила Нину Вострикову. «Открывают новую музыкальную школу, буду директором, идем ко мне!» — пригласила она. Я согласилась. Так волею судьбы я оказалась в Детской музыкальной школе № 3 г. Оренбурга, где проработала 60 лет: 25 лет — завучем, 35 — директором. 
Начинали с прямострунки 
Первые годы у школы даже не было своего здания — ютились вместе со студентами в стенах старого здания музучилища, занимались в коридорах. Я, молодая, смелая, стала добиваться, чтобы нам дали здание. Наконец выделили нам часть двухэтажного купеческого особняка. Сколько ему лет на самом деле, никто не знает, наверное, около 200. Состояние ужасное. Мы не жаловались, сами вычистили и вымыли помещения, побелили стены. С помощью родителей расставили нехитрый инвентарь — самодельные деревянные лавки. На свои деньги купили первый инструмент — пианино-прямострунку. Баян директор принесла из дома. Потом кто-то привез еще пианино. Ноты переписывали от руки, потом фотографировали страницы. Для уроков музлитературы был патефон и пара пластинок с записями «Евгения Онегина» Чайковского и нескольких романсов. 
Первые десять лет работать было очень трудно, но мы даже не замечали этого — были счастливы, что занимаемся любимым делом. А учиться и учить музыке было престижно. Конкурсы при поступлении огромные, каждое место дорого, занимались на совесть. 
В первом послевоенном областном музыкальном конкурсе 1964 года ученики нашей школы заняли три из четырех первых мест. 
Среди наших выпускников — заслуженные артисты и работники культуры РФ, композиторы, солисты оперных театров и симфонических оркестров, дирижеры. Только в нашем городе работают такие бывшие ученики школы, как: ректор Оренбургского университета искусств им. Л. и М. Ростроповичей Борис Хавторин, директоры музыкальных школ Оренбурга Татьяна Барбазюк, Сергей Чебанюк, Елена Вертякова, худрук областной филармонии Ирина Кирсанова, бывший начальник управления культуры Оренбурга Татьяна Резницкая и другие. Наши выпускники преподают в знаменитой Гнесинке, в консерваториях страны и зарубежья. Письма приходят со всего мира. 
Новая жизнь — новые ценности? 
Сейчас у подрастающего поколения есть все условия для успешной учебы: инструменты, литература, возможность скачать любые ноты и произведения для уроков. Но отношение к музыке, культурный уровень поменялись. Порой первостепенны материальные сиюминутные блага, а духовность отодвинута на задний план. 
Но, как бы ни менялась жизнь, какие бы сюрпризы ни преподносили нам реформы в образовании, каждый год к нам приходят все новые дети, как и мы, любящие музыку. И мы продолжаем работать. Для них, для себя, для любимого края. 

Каждый год в бутылку закладывали послание с напутствиями и пожеланиями для будущих учеников. 
 
Записала Екатерина ИЛИГЕНОВА.

Добавить комментарий