Пожар, авария, заклинившая дверь… В такие моменты мы вспоминаем о службе спасения и набираем номер, по которому придет помощь. Всего три цифры 112 — и вы услышите голос, который успокоит вас и направит на место происшествия специалистов из оперативных служб.
Небольшое светлое помещение со специальной аппаратурой поделено на сектора. Это Центр обработки вызовов, где круглосуточно трудится дежурная смена — 11 человек.
Принимая очередной вызов, диспетчер должен заполнить специальную карточку, указав дату, время и номер звонившего, место происшествия и краткую информацию о нем. На все это выделено не более 75 секунд!
Сведения по принципу одного окна одновременно поступают в необходимые оперативные службы. Так, если происходит ДТП, карточку получают в ГИБДД. Есть пострадавшие — вызывают и скорую помощь. Пока информация регистрируется, все разговоры записываются. На экране монитора можно увидеть даже карту местности, откуда поступил звонок.
1 500 звонков в сутки
Больше всего обращений с просьбой вызвать неотложку. Пиковая нагрузка на операторов приходится на пятницу, субботу, праздничные и предпраздничные дни. Новый год и зимние каникулы для сотрудников службы 112 — самая «горячая пора».
— В новогодние праздники увеличивается количество вызовов в скорую помощь и полицию. Очень много их было и этой осенью, в пик заболеваемости коронавирусом. На данный момент у нас примерно 1 500 звонков в сутки. Но доходило и до 2 500, — рассказывает старший диспетчер смены Ираида Курбатова.
Зимой и весной увеличение количества обращений связано со сложными погодными условиями: снежные заносы, подтопление паводковыми водами.
При этом велик и процент ложных звонков — он составляет примерно
45-50 %. На них тратится драгоценное время, и неотложную помощь может не получить тот, кому она действительно крайне необходима.
Каждый звонок — событие
Работа диспетчера службы 112 требует максимальной ответственности и стрессоустойчивости.
— Был случай, когда в Кувандыкском районе примерно в одно и то же время в лесу заблудились бабушка с ребенком и молодой человек. Хорошо, что с собой у них были телефоны, и в течение часа людей удалось найти. Буквально на днях позвонил прохожий, который заметил двух маленьких детей, сидевших у открытого окна многоэтажки. Мы экстренно подключили все необходимые службы и предотвратили несчастье, — вспоминает Ираида Курбатова.
Был и звонок от воспитателя детского сада о том, что родители не забирают одного из детей и не выходят на связь, и сообщение о мужчине, потерявшем память, который уже два дня не может попасть домой. Вызовы переадресовали полиции.
Скоро по всей области
Вот уже два года в Оренбуржье работает «Система-112». Так официально называется служба спасения 112. Она повышает оперативность совместных действий подразделений, сокращает время реагирования на происшествия, разгружает ведомственные службы от ложных и справочных вызовов. Номер является единым для вызова спецслужб.
Сегодня «Система-112» функционирует на территории 12 муниципальных образований региона. Это города Оренбург, Орск, Новотроицк, Соль-Илецк, Гай, Кувандык, Медногорск, Бузулук и Бугуруслан, Оренбургский, Бузулукский и Бугурусланский районы.
— В ближайшее время «Система-112» будет введена на территории всех оставшихся муниципальных образований, — отмечает директор ГКУ «Комплексная безопасность» Евгений Арефьев.
…Очередной звонок. Неординарная просьба: женщина просит снять с дерева кошку. Еще вызовы: где-то загорелся дом, в другом месте машины не поделили дорогу.
Не прекращаются звонки, спешит помощь…
Помочь за 75 секунд
Ирина ФООС.