Реклама без правил?

fotolia 42340490 subscription xl 17f250f506 - Реклама без правил?

Неприличной и неправильной рекламы сейчас стало меньше по всей стране, констатирует Федеральная антимонопольная служба России. С одной стороны, улучшили показатели настоятельные рекомендации власти «не кошмарить бизнес» в сложной эпидобстановке, с другой — банкротство малых нерентабельных фирм в тех же непростых условиях. Надолго ли это, ведь именно на пошлость и безграмотность уповают многие рекламщики?
Ставка на скандал
30 лет назад, в самом начале внедрения в бывшем Союзе рыночной экономики на западный манер, ролики и макеты тех или иных товаров в СМИ порой представляли собой настоящие шедевры. Не особо раздражая еще не привычных к ней россиян, реклама привлекала яркими красками и запоминающимися слоганами. Потом креатив начал постепенно снижать планку, в ходу появились броские двусмысленные фразы на грани приличия, а порой и просто безграмотные оскорбительные выражения. Чего стоят уже классические слоганы мебельной фирмы «Обставим всех!», магазина бытовой техники «Купите утюг, а ваши тещи получат у нас по чайнику!», риелторской компании «Маленькая, но своя!» с фотографией девушки с небольшим бюстом… Изображения голых женщин красуются на щитах, рекламирующих сайдинг, кирпичи, бетон, муку и многое-многое другое. Добавляет смаку лихая подпись с нецензурным словечком. Правда, выявить и устранить нарушения на щитах и баннерах проще, чем в Интернете, считают специалисты.
Оренбуржье исключением не стало. Сотрудники Оренбургского областного УФАС уже наработали богатую судебную практику защиты земляков от недостоверной рекламы.
— Много граждан обращаются к нам с жалобами на непрекращающиеся СМС-рассылки, звонки сотрудников банков с «заманчивыми предложениями», — комментирует замруководителя управления — начальник отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Оренбургского УФАС России Людмила Полубоярова. — В этом случае мы просим предоставить запись разговора, скриншот страницы, сообщения. Либо нужно просто постараться восстановить в памяти этот звонок и пересказать специалисту. С согласия заявителя мы обратимся к оператору связи, чтобы подтвердить звонок, узнать, откуда он был. Прекратить смс-рассылки можно, письменно отказавшись от них, достаточно направить обычное или электронное заявление на имя своего оператора связи.
Другие самые распространенные нарушения рекламного законодательства сегодня — обманчиво низкие процентные ставки финансовых организаций и присваивание себя звания «лучший», «первый», или «единственный» без обоснования превосходной степени. Но и здесь ловкачи нашли лазейку. Скажем, стоит дописать мелким шрифтом внизу плаката, что это первая пекарня, открытая данной фирмой в городе, как объявление обретает законную силу. Главное, чтобы мелкий шрифт и скороговорка в ролике на радио или ТВ все-таки были доступны для восприятия потребителей.
Законуnet?
— Тревожат случаи рекламы с прямыми призывами нарушить действующие законы страны, — продолжает Людмила Юрьевна. — Так, в одной районной (государственной!) газете пропустили статью с подробными инструкциями, как не платить по счетам и законно(!) списать долги. И ведь народ мгновенно отреагировал, а местное ЖКХ оказалось на грани банкротства. В другом случае мы обратились в суд на компанию, предлагающую помочь избежать призыва в армию. Это прямо противоречит основному закону страны — Конституции.
Мы готовим поправки в законодательство, которые бы обязали призывать к ответу не только клиентов рекламных агентств, но и самих изготовителей «неправильных» макетов и роликов, ведь, как показывает практика, этические и моральные общественные нормы порой уступают место желанию быстрой наживы и скандальной известности. Даже если один человек посчитал рекламу оскорбительной, мы имеем право принять решение не в пользу компании.
Сберечь себя
Отсутствие официальной цензуры не дает право на нарушение этических правил, считает и эксперт общественного совета при Оренбургском УФАС Наталья Дмитриева, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии ОГУ:
— Реклама так же, как и литература, СМИ, сейчас формирует языковую картину мира, порой такую, что хочется закрыть глаза и уши не только стоящему рядом ребенку, но и себе.
Со своими студентами мы недавно проанализировали содержимое баннеров и вывесок в областном центре и обнаружили множество стилистических и орфографических ошибок, необоснованное использование иностранных слов или написание русских —
латиницей. А ведь очень важно, на каком языке говорит человек. Таким образом мы можем вообще потерять себя как нацию, ведь именно языковая картина мира формирует личность, принадлежащую к определенной культуре.
Юбилейная речь пятидесятых годов прошлого века, посвященная Ленину, наполовину состояла из церковно- и старославянизмов, установили филологи. Наверно, не зря в век атеизма необходим был возврат к высокому стилю, истокам нашей самобытной русской ментальности. Надеюсь, и наши современники вновь придут к этому, осознают свою ответственность за язык, традиции, ценности, которые предстоит передать будущим поколениям.
Екатерина ИЛИГЕНОВА.

Добавить комментарий