Я, семья и олени 

4 дв колонка - Я, семья и олени 

Ну что, друзья мои! Свершилось — он ушел! Этот странный год, ввергший нас в пучину страха, изоляции и кризисов — финансовых, психологических, личностных. Изменился мир, да и мы стали другими. 
Вот, например, прошедшее Новогодье. Каким оно было у вас? Иным? И у меня! Я поняла, что мы окончательно евро-пе-и-зи-ро-ва-лись: женщины перестали крошить салаты тазами, а мужчины падать в них к моменту выхода президента на телеэкраны. 
О, я помню эти новогодние застолья с детства! Подготовка тогда начиналась дня за три до праздника. Хотя она могла стартовать и в октябре, и в июле, когда хозяйки потихоньку начинали собирать продуктовые наборы: майонез, горошек, салями, курицу, конфеты в коробках. Все это везлось из командировок, заказывалось родственникам в другие города. Советский человек обставлял новогодний стол так, как будто выполнял программу продовольственной безопасности страны. А уж если на праздник звались еще и гости, то через это самое продуктовое изобилие хозяин дома старался выразить свое отношение к ним. Чем теснее был заставлен хрусталем стол, тем оно уважительнее. Пять салатов, три горячих, сырная, мясная и овощная нарезки, грибы — соленые и жареные, соленья, вишня из компота и сам компот, апельсины из Москвы, торт из Киева, конфеты из Орска… А блюда выбирались самые трудоемкие, чтобы никто не посмел и подумать, что хозяйка не старалась. В 21.00 все садились за заваленный едой стол и начинали объедаться до изнеможения, до невозможности встать и переключить канал на телевизоре. 
Когда я выросла, для меня Новый год стал ассоциироваться с настоящей пыткой. Я ждала праздника с ужасом: 31-го падала от усталости, но снова и снова накрывала огромные столы. 
И вот несколько лет назад я поняла: если не сделать на Новый год 40 блюд, тебе за это ничего не будет. И мир не рухнет, и голод на земле не наступит. 
А в ушедшем году, похоже, вместе со мной это поняли многие. То ли повзрослели, то ли за время вынужденных карантинов наелись?.. 
Фото застолий в соцсетях выглядели иначе: исчезли тазы салатов и телеги нарезок. Да и сами нарезки исчезли, потому что копченая колбаса и красная рыба перестали быть деликатесами. Реже стало употребляться и слово «деликатес»…. 
По статистике, еще три года назад средний россиянин в новогоднюю ночь съедал от 2 до 2,5 кг еды. Сегодня же салатно-майонезное обжорство выглядит как-то даже неловко. Мы наконец избавились от травмы голодного советского прошлого и перестали наедаться от пуза, до одури или как дурак на поминках. 
Прошло много лет, прежде чем мы научились организовывать застолья по-европейски. Благодаря чему сохранили запас энергии, жизненных сил и свободного времени. Люди постепенно уходят от крепкого алкоголя и еды до изнеможения: даже в своей глуши я не заметила, чтоб народ поставил перед собой задачу обожраться. Все знают и про холестерин, и про зависимость летального исхода от уровня сахара крови, и о влиянии алкоголя на тяжесть течения любой болезни. Никому ж не хочется из-за стола в гроб! Лучше кушать умеренно, чтобы ни тахикардии не наесть, ни сахара, ни холестерина. Я вот стала вдруг от соленого отекать. Мы ведь раньше как думали: мешки под глазами бывают только у пьяниц. А оказалось, нет! И у меня теперь каждое утро появляются, стоит только селедку за ужином съесть! 
И еще одно не гастрономическое наблюдение. Я за свою жизнь в новогодние праздники бывала в разных странах и удивлялась: в семь вечера на улицах пусто, и в домах везде горит свет. Новый год в них считался семейным праздником: в гости не ходили, по улицам не гуляли, фейерверки не пускали. И я думала: что ж людям так интересно дома делать? 
А теперь и у нас это случилось — коронавирус приучил Новый год праздновать по месту фактического нахождения семьи. Без лишних контактов. И каждый, перебирая их, задумывался: так ли он любит Толю, Машу, дядю Колю с тетей Светой, любовницу, чтобы заплатить за радость встречи с ними пневмонией и панкреатитом? 

Неуловимый дух культуры, а может быть, вполне осязаемая угроза вирусной инфекции, сделали из нас гастрономически культурных людей. По куску запеченной рыбы или птицы, свежие овощи, бутылка белого игристого вина на всех — семья за столом трезвая, в свитерах с оленями. Вот такие картинки сограждане посылали друг другу в новогоднюю ночь. В первый раз. Даст Бог, привыкнем, и в любые праздники нас будет тянуть домой, к семье. 

 
Галина Широнина. 

Добавить комментарий