Герои известного фильма говорили, что в 40 лет жизнь только начинается. Но, как доказывает пример оренбуржцев Александра Дмитриевича Степанова и Светланы Александровны Великородновой, начаться жизнь может и в …десят.
— Ушла из жизни моя любимая Светочка. Детей нажили, внуков и уже правнука Ванечку. Прожили без малого полувек. И буквально за четыре месяца до золотой свадьбы покинула она меня, — рассказывает Александр Дмитриевич. — Остался в одиночестве. Очень переживал. Да и сейчас переживаю, в основном пеняя себя за малую внимательность в быту к любимой женщине из-за увлечения творчеством и, что греха таить, из-за алкоголизма. С ним, однако, навсегда простился 40 с лишним лет назад. Спустя год после ухода супруги случайно встретил по дороге домой сотрудницу Центра социального обслуживания в Южном округе Оренбурга Раису Васильевну. Она спросила, есть ли у меня удостоверение «Дети войны», предложила его оформить и пригласила на чаепитие детей войны.
Неохотно и по рассеянности с опозданием я приехал в культурный комплекс «Национальная деревня». Оказался рядом с женщиной, бойко говорящей, живо жестикулирующей и выглядевшей несравненно моложе по сравнению с другими. По юношескому озорству (так в молодости знакомились с девчатами, наобум называя любое имя, тем самым провоцируя на правильный ответ) спрашиваю: «Вас Светланой зовут?» Понятно, почему назвал именно это имя: год спустя после потери Светочки оно на языке и на сердце оставалось.
«Откуда знаете?!» — удивилась моя собеседница.
Как оказалось, ее тоже пригласила на праздник социальный работник. И она согласилась, так как давно мечтала посетить в Белорусское подворье, поскольку сама она наполовину белоруска.
Когда на зов баяна Светлана вышла плясать дробушку с частушками, я не выдержал соблазна: тоже вышел и выложил свои частушки, всплывшие в памяти из самого детства. Любил тогда ходить на колхозные гулянки, где эти припевки рассыпались, как горох. Да и сам всю жизнь сочинял с той поры прибаутки в тему дня и событий.
С вечеринки мы шли рука в руке. От одного священника слышал, что через подушечки пальцев соединяются души человеческие…
Вот какая у меня мистика-фантастика со Светланой Александровной получилась. Только после некоторого времени знакомства мы с ней обратили внимание и на то, что и по жизни у нас много общего. Я работал корреспондентом «Южного Урала» с 1982 по 1986 год. Оказалось, и она с 1988 года работала экономистом в типографии того же «Южного Урала», а потому общих знакомых из журналистской братии у нас немало.
И еще что важно сказать: нашими сватьями стали сотрудницы Центра социального обслуживания в Южном округе Оренбурга Раиса Васильевна Ковалева и Людмила Алексеевна Ульянова. И одновременно, и по отдельности из разных районов приглашали они нас, не знавших друг друга до той поры, на чаепитие детей войны 17 июня 2015 года в Национальную деревню. Теперь нам также известно, что на их счету несколько засватанных таким образом одиноких людей.
* * *
Раз в месяц Светлана с Александром виделись, разговаривали, танцевали, пели в том же центре Южного округа Оренбурга. А потом женщина увидела книги Александра Степанова и открыла в них интересного человека, личность. Через полгода Светлана Великороднова и Александр Степанов решились на серьезный шаг — жить вместе. Прошло ровно пять лет. За это время «молодожены» многое успели рассказать друг другу о событиях своей жизни.
— Нас в семье было семеро детей. Времена тяжкие были. А когда моя мамочка, Фекла Павловна, тяжело заболела, все тяготы легли на меня. Отец, Александр Федорович, не покладая рук работал, чтобы хоть как-то нас прокормить. Была весна, и по дороге в школу луж было полно. Так я для себя загадывала: перепрыгну лужу — значит, мама не умрет. И так каждую лужу старалась перепрыгнуть. И только перед самой маминой смертью не удалось… Прибежала со школы, мама попросила согреть чаю. С чашкой чая зашла, а мама уже не дышит, — рассказывает Светлана Великороднова. — Мне было тогда 12 лет. А вскоре не стало и папы. Так в 1951 году мы впятером оказались в детдоме. Девочки — в Ташлинском, а три брата — в Абдулинском.
После детского дома в 1958 году Светлана приехала в Чкалов к брату Геннадию и сестре Раисе. А через 10 лет вышла замуж за своего одноклассника Валеру Великороднова. Вместе прожили они до 2009 года, троих прекрасных детей воспитали. У Светланы — одна внучка, четыре внука и три правнучки.
* * *
Но судьба так распорядилась, что Светлана осталась вдовой, счастливо прожив в браке 47 лет… А потом семь лет жила в забвении, в заботах о детях и внуках.
— И вдруг я как проснулась, — говорит Светлана Александровна. — Вспомнилось, что я оптимистка, что еще люблю петь и танцевать. Несмотря на свои годы, несмотря на горе и перенесенные хирургические операции на глазах. Я люблю жизнь! Наверно, поэтому судьба мне подарила такой подарок на склоне лет. Спустя семь лет после смерти мужа Валеры встретила своего второго мужа Александра Дмитриевича Степанова.
Годовщину своего знакомства Александр и Светлана отмечали все там же, где и познакомились. Танцевали до упаду и не оставили равнодушными людей, которые там отдыхали. Презентов им надарили тогда всяких: и бутылку шампанского, и мороженое, и чем-то еще угощали.
— И сейчас мы не сетуем на годы, — говорят почтенные молодожены Александр Степанов и Светлана Великороднова. — Живем, слава богу! И счастливы.
Светлана Александровна Великороднова и Александр Дмитриевич Степанов о возрасте и не думают, ведь многое у них еще впереди.