Как справляются с последствиями паводка оренбургские храмы? Многие из них затопило, и теперь они нуждаются в восстановлении.
Настоятель храма Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня села Тоцкого иеромонах Модест прекратил службы лишь на один день, когда паводковая вода залила половину села, и до церкви на вокзале прихожане просто не смогли добраться. А на следующий день пошел служить в болотном костюме. Как иначе? Ведь по церковному двору пришлось идти по пояс в воде.
Храм оказался окруженным со всех сторон водой под выходные неделю назад, повредило ступени и подтопило стоящее рядом здание просфорни, но внутрь вода не зашла. Местные жители очень переживали за старинные иконы, которые они бережно сохранили от поругания в советское время и принесли именно в этот, первый открытый в 1990-е самодельный храм.
— У нас иконы из всех сгоревших и закрытых церквей района, — рассказывает отец Модест. — Есть лик св. Пантелеймона, писаный на Афоне, — случайно обнаружили свидетельствующую об этом надпись на обратной стороне, когда снимали икону во время ремонта. Конечно, из-за времени их состояние не очень хорошее, ведь не всегда соблюдали условия хранения, но все образы намоленные и любимые. Иконы можно написать новые, главное — сохранить веру в душе и сердце, человеческое понимание и близость. Наверно, все эти беды призваны сплотить людей, напомнить о главном. В Великий пост мы не должны унывать и отчаиваться, имущество — дело наживное, а деньги — всего лишь ничего не значащие фантики, мишура, показывает статус мирской жизни, как количество перьев на наголовнике у индейцев. Рад, что наши прихожане не переживали из-за затопленных шкафов и диванов, отнеслись к этому даже с юмором, а душа болела за живых существ — домашний скот, любимцев — собак и кошек.
Пострадал от воды и дом отца Модеста, но и к этому событию он отнесся философски, поднял мебель и переждал наводнение в незатопленной комнате. Теперь вместе с прихожанами думает, как отремонтировать храм.
Волонтеры службы милосердия Бузулукской епархии объехали все пункты временного размещения пострадавших от паводка, вручили им продуктовые наборы, вещи первой необходимости, постарались утешить добрым словом.
— Конечно, у нас масштаб беды не такой, как в Орске или под Оренбургом, — рассказывает руководитель социальных проектов отдела по социальному служению и церковной благотворительности при Бузулукской епархии Анастасия Боковец, — но пострадало достаточно много земляков. Еще вечером они были спокойны, а ночью приходилось срочно эвакуировать, так внезапно прибывала вода. Много людей сейчас живут на дачах.
В Орске затопило три храма, здесь речь идет уже не о подтоплении фундамента, а о почти под крышу ушедших под воду зданиях. На лодках священники сначала сами пробовали спасти особо ценные иконы и книги XVIII-XIX веков, за некоторыми пришлось плыть в ледяной воде. На помощь батюшкам пришли сотрудники МЧС, которые вывезли иконы, книги и утварь, как только вода немного спала.
Сами священники даже в самый пик паводка не сидели без дела: послушницы женского монастыря пекли хлеб для пострадавших и отвозили его в пункты временного размещения, священники и прихожане помогали эвакуировать земляков, в том числе пациентов из подтопленных больниц, организовали при храмах пункты сбора гуманитарной помощи продуктов и вещей, просто выслушивали каждого, кто приходил за духовным советом
Машины с гуманитарным грузом приходили в Орск со всех уголков области. С одной из них в город прибыл и митрополит Петр, чтобы духовно укрепить орчан и оценить масштаб ущерба епархии. В монастыре корпус для паломников принял оставшихся в одночасье бездомных орчан.
Окруженный со всех сторон водой храм Преображения Господня, или, как его называют местные, храм на горе, продолжил богослужения без прихожан, так как добраться туда можно только на лодках. В воскресной школе этого островка веры и надежды также собрались местные жители, оставшиеся без жилья.
— Теперь будем разворачивать волонтерскую помощь — приводить в порядок дома пострадавших, — говорит руководитель социального отдела Орской епархии священник Вячеслав Кочкин. — Ведь сейчас люди особенно в этом нуждаются, из ПВР они вернулись в разрушенные и опустошенные дома, где пока невозможно жить.
Все вместе священники молятся о прекращении наводнения, митрополит Петр совершил молебен непосредственно на воде в лодке, пункты помощи открыты при каждом храме Оренбуржья.
Екатерина ИЛИГЕНОВА.
На литургию — в болотных сапогах
