«Дети войны» — так сегодня называют тех, чье детство выпало на годы Великой Отечественной. Будучи мальчишками и девчонками, они вынесли все тяготы войны, выстояли, выжили ради Победы.
-У меня папа был горвоенкомом. Сестра Альбина Ефимовна работала врачом, ушла на пенсию в 82 года и сейчас проживает в Москве. Она жена того самого Журавлева из села Черный Отрог, который с Виктором Черномырдиным за одной партой сидел! — с гордостью начинает свой рассказ 89-летняя оренбурженка Людмила Ефимовна.
Людмила Матвеенко, в девичестве Овчинникова, родилась в городе Мичуринске Тамбовской области 31 марта 1935 года. Ее мама, Прасковья Егоровна, окончила Воронежский медицинский техникум, папа, Ефим Дмитриевич, педагогический институт, а впоследствии и академию имени Фрунзе.
Свое детство Людмила Ефимовна хорошо помнит, начиная с 1939 года, когда родилась ее младшая сестра. Отец уже тогда ушел на фронт — участвовал в финской войне. А когда началась Великая Отечественная, мама вместе с детьми уехала к родственникам в село. Жили на квартире у горбатенькой бабушки. Мама целыми днями пропадала на работе — ездила в телеге по деревням, лечила больных. Папа — на фронте. Маленькую сестренку Люда водила в ясли, а самой некуда было деться. Поэтому на год раньше, в голодном 1941-м, ее отдали в первый класс.
— Вы когда-нибудь пили чай вприглядку? Знаете, что это такое? — спрашивает пожилая женщина. — Взрослые подвешивали на ниточке кусочек сахара, мы на него смотрели и пили чай. В пищу шли лебеда, крапива, старая картошка, когда ее удавалось собрать.
В Москве
В деревенской школе ребятишки сидели за одной партой по трое. Кутались в зимние пальтишки, так как в классе было холодно, буквы выводили на полях газет. На отца Овчинниковы получали похоронку дважды. А когда уже почти перестали верить в чудо, в 1943 году он раненый вернулся домой. В Лефортовском госпитале в Москве (ныне главный военный клинический госпиталь имени Н. Н. Бурденко) Ефим Дмитриевич лежал в тяжелом состоянии. Его перевели в столицу, а когда отец выздоровел, направили учиться в высшее военное учебное заведение — академию имени М. В. Фрунзе. Неподалеку, на Плющихе, семья стала снимать жилье. Мама устроилась на работу в больницу имени Пирогова. Сестренку Людмилы водили в детский садик при академии.
— До сих пор не могу без слез вспоминать тот день, когда я впервые пришла в московскую школу № 34. Учительница высокомерно посмотрела на меня и произнесла: «Ты в каком виде в школу пришла?» А на следующий день одноклассники принесли мне в школу кто — платье, кто — юбку, кто — куртку, а еще целых три тетрадки в клетку и в линейку! Никогда этого не забуду. И горькие обидные слова, и огромную благодарность по отношению к детям. Москвичи, конечно, одевались по-другому — лучше, чем дети в селах. И писали на настоящей бумаге, — вспоминает Людмила Ефимовна. — А еще каждое воскресенье мы с сестрой бежали к папе в Лефортовский госпиталь — там давали стакан компота и булочку.
Но самым главным воспоминанием военного детства Людмила Метвеенко считает 9 мая 1945 года. Тогда ее, десятилетнюю девочку, папа разбудил в три часа ночи, и они вместе вышли на Плющиху. Это был день Победы. Улица была заполнена народом. Кто плакал, кто смеялся, кто играл на баяне, кто пел — эмоции, которые испытывали люди, было не описать словами. Папа прижимал Люду к себе и с радостью повторял: «Дочка, мир! Дочка, мир!» А однажды по улицам Москвы вели колонну пленных фашистов. Были они такие высокие, румяные, щекастые — в отличие от изнеможденных советских солдат. Люди вокруг стояли и смотрели на них. И наши сердобольные русские женщины начинали совать им в руки кто кусочек хлеба, кто еще что съестное — жалели пленных…
Непростая судьба
Главу семьи Овчинниковых перевели начальником тактического цикла в пехотное училище Уфы. Там Людмила и окончила школу, а в 1952 году поступила в авиационный институт. После учебы устроилась на работу в конструкторское бюро авиационной промышленности, где и трудилась целых 34 года до самой пенсии, получив звание ветерана труда.
Семейная жизнь у Людмилы Ефимовны нелегкая. Дважды была замужем, причем обоих супругов звали Борисами, родила двоих детей. С первым мужем сохранила хорошие отношения — они до сих пор общаются, поддерживают друг друга на расстоянии, так как он по-прежнему проживает в Уфе. Второй Борис ушел из жизни много лет назад. Людмила Матвеенко давно переехала в Оренбург, ухаживала за родителями. Здесь же и похоронила своего старшего сына Сережу — его трагически не стало всего в 29 лет. А в 39-летнем возрасте ушла из жизни от пневмонии и младшая дочь Маргарита.
Внуку пенсионерка отдала свое жилье, сама сейчас в квартире родителей. Многое пережила она за свою долгую жизнь, непросто ей и сейчас. Передвигается Людмила Ефимовна с трудом и мечтает хотя бы иногда выходить на улицу, на свежий воздух. Но возле подъезда нет скамейки со спинкой. Казалось бы, для кого-то мелочь, а больному человеку уже не присесть, не отдохнуть…
Чтобы помнили…
Несколько лет назад в Оренбуржье была официально создана региональная автономная некоммерческая организация «Центр обращений граждан «Дети войны». Она продвигает законопроекты, предоставляющие льготы детям войны и отстаивает их интересы. Напомним, что к этой категории относятся люди, рожденные в период с 3 сентября 1927 года по 3 сентября 1945 года — официального дня окончания Второй мировой войны. Возглавляет организацию неравнодушный, чуткий человек с активной жизненной позицией, офицер запаса в звании подполковника Владимир Федоров.
Не забывают дети войны и о тех, кто помогал им на протяжение многих лет. В понедельник, 6 мая, в сквере на углу пересечения улиц Жукова и Туркестанской, был торжественно открыт мемориальный знак журналисту Софье Радушиной. За ее репортажами и программами — сотни судеб и проникновенных историй. Софья Семеновна пыталась обратить внимание властей на детей войны. Она и сама ребенок того страшного времени — вместе с семьей переехала в годы эвакуации в Чкаловскую область. Зная о проблемах данной категории граждан, она добивалась закона о компенсациях, во всеуслышание говорила об увековечении памяти. И во многом благодаря ей, в 2013 году были открыты мемориал «Дети войны» и памятный камень «Оренбургские соловецкие юнги».
— Еще четыре года назад этот сквер был назван именем Софьи Радушиной. Мы хотим сохранить историческую память об этом необыкновенном человеке за все, что она сделала для детей войны, — говорит Владимир Федоров, председатель правления некоммерческой организации «Центр обращения граждан «Дети войны». — 22 апреля своими силами провели здесь субботник. В прошлом году пожилые люди сами высадили в сквере новые деревья, и они прижились. Сейчас по области осталось менее 65 тысяч оренбуржцев категории «дети войны», несколько десятков ветеранов. Именно эти люди восстанавливали нашу страну, поднимали целину, покоряли космос и налаживали мирную жизнь. Они заслуживают максимального уважения и поддержки со стороны государства и общества.
Ирина ФООС.
Родом из военного детства…
