Супруги Феоктистовы из Оренбурга на днях отметят бриллиантовую свадьбу — 60 лет совместной жизни.
В небольшой квартирке Феоктистовых чисто и уютно, кот Кеша вместе с хозяевами рад гостю и по-своему рассказывает о своем житье-бытье — ведь он тоже полноправный член этой семьи. Шкафы заставлены книгами. Видно, что Феоктистовы знают толк в хорошей литературе и с удовольствием берут книги в руки в свободную минуту.
— Сейчас, летом, стараемся выезжать в хорошую погоду на дачу, — рассказывает глава семейства, — иначе совсем засидимся. А там природа, движение, поспевают ягоды и овощи. Вместе будем делать заготовки на зиму. Раньше, в послевоенном детстве и во времена советского дефицита, без них было не обойтись, сейчас же нам это в радость, свои огурчики и помидорчики вкуснее магазинных.
Поражает активность и оптимизм супругов — обоим уже за 80, а жизнелюбия не занимать. А самое главное — с какой любовью и нежностью они смотрят и говорят друг о друге!
На старой фотографии они совсем юные, только поженились, в глазах — та же нежность, что и теперь. Правда, у Ирины Александровны уже нет той самой знаменитой толстой косы до пояса, которой когда-то покорила студента Павла при случайной встрече на железнодорожной станции…
На товарняке за счастьем
Построенная еще в конце XIX века Белорецкая узкоколейка, прославленная в фильме «Вечный зов», и свела студента Курганского машиностроительного института Павла со школьницей Ириной. Он ехал на зимние каникулы к матери в Тукан, а две девчонки-сестры, на которых обратил внимание еще на вокзале, оказались с ним в одном вагоне. Младшая промолчала всю дорогу, а старшая нашла тему для разговора, да еще какую — попросила студента объяснить трудную тему по физике. Когда девчата собрались выходить (чтобы пешком зимой по морозу идти 12 километров по лесу до дома, по-другому не добраться!), Павел набрался храбрости и спросил у стеснительной девушки, той, что с богатой косой и лучистым взглядом, адрес, сказал, что обязательно напишет ей.
Так завязался роман в письмах.
Ирина рассказывала о себе мало, жизнь ее была незавидная. Отец, герой войны, Александр Дигилев вернулся после контузии и тяжелого ранения домой за год до победы. О том, что за храбрость в последнем бою ему положена медаль «За отвагу», и не знал. Уже в наше время Павел Иванович найдет в Интернете наградные листы и полное описание подвига. Дигилев женился на деревенской красавице Зое, за четыре дня до Великой Победы у них родилась дочка Ирина. Только радоваться семейному счастью пришлось недолго, еще через год Зоя умерла, говорят, сгубили завистницы. А жизнь героя после этого не клеилась, правда, кандидатки в жены нашлись сразу же, да не одна из них больше не любила Александра и его малышку-дочь так сильно, как супруга. Пришлось девочке терпеть незаслуженные обиды от мачехи да родни, голодать. С малолетства жила у чужих людей, ближайшая школа — в 20 километрах от дома. Переписка с Павлом стала отдушиной, Ирина поначалу и сама не поверила в неожиданное счастье.
Как-то услышала разговор отца и мачехи. Та сетовала, что учить сразу двоих детей (у них родилась вторая дочь) в городе не смогут, конечно же, именно Ирине суждено было остаться без образования. Девушка расплакалась и кинулась со своими нехитрыми пожитками к железной дороге. В узелочке — трешка, подаренная бабушкой, да адрес ее знакомой в городе, где можно было остановиться на ночь. На товарном поезде отправилась куда глаза глядят, за счастьем.
Павел узнал об этом из ее письма, Ирина сообщила, что устроилась на работу, дали место в общежитии. При первой же возможности приехал в гости и понял, что именно эта 17-летняя девчонка и есть его судьба. Съездили к родителям, познакомились, о свадьбе вроде речь не шла. Да только когда Павел в очередной раз приехал к Ирине, невеста расплакалась — устала от долгой разлуки и боялась потерять любимого, Павел по-мужски решил в одночасье — завтра свадьба. Ирина обомлела… и согласилась. Без белого платья, колец и подарков они расписались на следующий день — в ЗАГСе пошли навстречу влюбленным и ради них поступились правилами. В ее комнатке рабочего общежития праздновали с друзьями до вечера, а потом Ирина проводила молодого мужа на поезд…
Начался гостевой роман, улыбаются супруги. Вместе им пришлось быть урывками, наездами. Зато целая неделя счастья выпала через полгода, когда Павла, как талантливого студента, отправили в столицу помогать в экспериментальной научной работе. Ирина взяла отпуск и прилетела к мужу. Первую половину дня Павел работал в институте, а после этого полностью посвящал себя супруге.
— Ходили в театры, музеи, — вспоминает он. — Как-то зашли в обув-ной магазин — погреться, морозы стояли крепкие, видим — на витрине заграничные кожаные сапожки, редкость для того времени, все носили войлочную обувь. Примерили — размер Иринин, маленький, из-за этого модные сапожки так и не могли найти покупателей. Посмотрели на цену — как раз две моих стипендии, но вижу — глаза у супруги загорелись, была не была, купили. Так и поехала она в свою Юрезань Челябинской области в небывалых для того времени кожаных заморских сапожках.
Семья
После получения диплома Павла направили в Оренбург на машзавод, конечно же, Ирина отправилась вместе с ним — казалось, наконец-то они будут жить вместе, закончились все трудности и разъезды. Но в одном общежитии их не поселили, велели дождаться появления наследника. Дочка Лариса родилась 27 февраля 1966 года, роды были тяжелые. Девочку вынимали щипцами, повредили головку… Врачи предлагали отказаться от ребенка, но молодые родители не смогли это сделать и мужественно боролись за жизнь дочки почти четыре месяца.
— Ни минуты покоя мы не знали, — продолжает Павел Иванович, — дочка кричала все время. Приходил с работы и сменял Ирину, укачивал. Потом жена давала мне немного передохнуть перед сменой, укладывала спать. Разбудит меня на работу, а я во сне додумывал, как конструировать ракету, отвечаю ей полусонный, мол, сейчас приляпаю две железяки и возьму дочку… Несмотря на все усилия, малышка умерла.
Вторые роды и вновь щипцы, но, слава Богу, мальчика удалось выходить, он стал гордостью школы и института, работал в конструкторском бюро в Ульяновске, продолжил дело отца.
Второй сын родился в Тоцком военном городке, куда Павла призвали в армию на два года.
Вновь жизнь стала налаживаться, и вновь неожиданно пришла беда — во время одной из столичных командировок главу семейства сбил автомобиль на Кутузовском проспекте… Виновник — важный генерал, поэтому все прибывшие на место аварии кареты скорой разворачивались и оставляли инженера из глубинки без помощи. Павел вспоминает, что в это время он летел в тоннеле к свету и уже было одной ногой шагнул в небытие, как вспомнил про семью и взмолился: «Господи, помоги! Как же они останутся без меня!» И тут же свет погас, а он услышал голос случайного прохожего, врача, который не смог пройти мимо…
В московской больнице он пролежал несколько месяцев на растяжках, пока более-менее не срослись кости таза. Потом, не дожидаясь полного выздоровления, попросился домой, в Оренбург, к жене и детям. Подлечился в санатории и, не оформляя инвалидность, вновь вышел на работу. Усилием воли заставил себя вновь вернуться к активной жизни, правда, те переломы напоминают о себе до сих пор.
Машзаводу Павел Иванович отдал более полувека своей жизни, Ирина Александровна — 35. На пенсии они находят время и на общение с внуками и правнуками, и на любимые увлечения.
Екатерина ИЛИГЕНОВА.
Когда счастье бриллиантовое
