В сентябре свой 100-летний день рождения отметила труженик тыла и ветеран труда из п. Белогорского Беляевского района Мария Прокофьевна Калязина.
Мария Калязина (в девичестве Селезнева) родилась 15 сентября 1924 года в селе Чеботарево Кувандыкского района. Родители, Прокофий Иванович и Варвара Григорьевна, работали в колхозе. В семье было четверо детей — два брата и две сестры. Трудное у Маши было детство. Помнит она раскулачивание и коллективизацию, когда со двора увели лошадь и корову. Однако все же по сравнению со многими другими Селезневы в те времена жили неплохо. Отец к тому же всю свою жизнь занимался пошивом обуви.
— Мы с сестрой Нюсей (Анной) всегда ходили в хорошей обуви, туфельки носили, — вспоминает Мария Прокофьевна.
А еще она хорошо помнит, как в семье встретили известие о начале Великой Отечественной войны.
— У нас дома стояло маленькое радио. Однажды отец пришел домой, включил его, и все стали слушать. Мы с сестрой не сразу поняли, в чем дело, но вдруг мама начала плакать и побежала к нашим старшим братьям, которые уже были женаты и жили по соседству. Возле дома правления собралось все село. На крыльцо вышел председатель колхоза и объявил, что началась война, — рассказывает бабушка Мария.
Все годы Великой Отечественной Мария работала комбайнером. В зимние холодные дни пропадала в ремонтных мастерских, до которых нужно было еще и добираться 15 километров. По пять дней жила там, на сутки возвращалась домой. Ремонтировала вместе с другими тракторы и комбайны, готовила технику к весенним полевым работам. Дважды девушку забирали на фронт, но возвращали из-за брони сельхозработника.
В это голодное время питались в основном корнеплодами. Спасало молоко, так как в семье была корова, и хлеб, который Маше давали за работу. На этот хлеб жили сами, да еще кормили племянников и снох. Двух старших братьев Марии забрали на фронт. Один погиб, второй вернулся раненый домой, да недолго прожил. Сын одного брата перешел жить к ним в семью, потому что матери нечем было его кормить. А жена другого брата вместе со своим сыном уехала к родителям в Кувандык. Туда им Селезневы привозили продукты, помогали, чем могли.
Вышла замуж Мария Прокофьевна за Василия Павловича Калязина. Его семья погибла в Ленинграде при очередной бомбежке. Парню было всего 14 лет, когда началась война. Вася попал в плен вместе со многими другими детьми, жил в Германии, пока пленных не освободили советские войска. А после войны уехал в Целиноград. В 50-х годах прошлого столетия этот город был домом для тысяч молодых девчонок и парней, прибывших в Казахстан по комсомольской путевке для освоения целины.
Поселился Василий на квартире у тетки Марии. Да так он ей приглянулся, что она привезла молодого человека в Оренбургскую область познакомить со своей племянницей. Встретились, понравились друг другу. И остался парень жить здесь. В этом счастливом, но недолгом браке родилось трое детей — сын и две дочери. Муж рано ушел из жизни — в 1974 году.
Кем только ни трудилась Мария — и на ферме, и в гостинице прачкой, и санитаркой в больнице, и в школе техничкой. Надо было работать, поднимать на ноги детей.
— Когда папы не стало, я училась в четвертом классе, а сестра Нина — во втором. У отца была очень тяжелая судьба. Помню, посадит он нас на колени, рассказывает, и слезы текут по щекам. Вспоминал, как погибли его близкие люди, и даже спустя годы сильно это переживал. Говорил еще, как жил в Берлине в плену. Он понравился одной немецкой семье, которая даже хотела усыновить его вместо своего погибшего сына и прятала от других немцев во время облавы. Но он убежал, когда в город пришли советские войска. Папа был очень добрым, заботливым, умел хорошо петь. А еще у него были золотые руки. Он работал на ферме, плотничал и умел класть печи, был настоящим мастером в этом деле. Родители построили большой просторный дом, всегда приветливо встречали гостей. На столе у нас постоянно стоял самовар, а мама готовила курники, пироги, лапшевник. А хлеб пекла в русской печке, которую складывал ее муж. Мамино фирменное блюдо — лапшу домашнюю с фрикадельками или курицей — мы особенно любили. Я и сегодня продолжаю готовить по маминым рецептам, но у нее все получалось как-то по-особенному вкусно и неповторимо, — рассказывает дочь Калязиных Валентина Васильевна.
От судьбы долгожительнице досталось многое — нелегкое детство, война, тяжелый труд, недолгое счастье с любимым мужем. Но Мария Прокофьевна не унывает, потому что у нее замечательная семья. Женщина окружена заботой и вниманием двух дочерей, сына, шести внуков и пяти правнуков! Труженица тыла и ветеран труда награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и многими другими. В семье хранятся десятки грамот и благодарностей за прилежный, добросовестный труд.
Долгое время Мария Прокофьевна жила вместе со своей дочерью Валентиной. Сначала в Кувандыкском районе, а потом в п. Пригородном Оренбургского района, куда они переехали, чтобы быть поближе к сыновьям. Здесь семья дочери полтора года назад построила большой и светлый дом. У долгожительницы была своя комната, кровать с подъемным механизмом, кислородный концентратор на случай плохого самочувствия. Однако 5 апреля пришла беда. Новый дом затопило чуть ли не под самую крышу. Бабушку успели вывезти в поселок Белогорский Беляевского района к дочери Нине, где она и проживает в настоящее время. Очень скучает по дому, но дочь Валентина и сама вместе с мужем сейчас живет в съемной квартире в ожидании соц-выплаты, чтобы сделать в доме ремонт.
— У мамы уже было два инсульта. После первого мы садились вместе рядом, брали ручку и начинали учиться заново писать, говорить. И она восстановилась. Через пять лет после этого случился новый инсульт. В декабре будет шесть лет, как мама упала и сломала шейку бедра. Но, благодаря постоянному уходу, она сумела вновь восстановить свои силы. Мама говорит: «Мы с Нюсей — долгожители. Она прожила 95 лет. Живем за своих братьев, которых рано забрала война», — рассказывает Валентина Васильевна. — Вся жизнь мамы прошла в труде, в постоянных заботах о других людях. Я до пенсии работала учителем, и, когда уходила в школу, мама помогала мне по хозяйству, никогда не сидела сложа руки.
И все же почтенный возраст берет свое. Долгожительница уже не ходит, да и зрение давно не то, что раньше, хотя сознание у бабушки Маши осталось ясным. Обо всех родных расспрашивает, за всех переживает и молится. А желания у именинницы бесхитростные: «Хочу, чтобы никогда больше не было войны, чтобы люди не погибали и не голодали. Пусть все живут счастливо»…
Ирина ФООС.