О женском возрасте говорить не принято, но есть такие редкие случаи, когда традицию можно изменить. В октябре отметила свой 102-й день рождения ветеран Великой Отечественной войны, жительница Светлинского района Мария Мальцева.
Родилась Мария Свиридоновна 18 октября 1922 года в Свердловской области. Потом родители переехали на Украину, в Донбасс. Там, на одной из шахт, трудился ее отец. В семье Сальковых, это девичья фамилия Марии, подрастало трое детей. Девочке было всего девять лет, когда у них умерла мама. Младшие сестренки были еще совсем маленькими, и Маше пришлось рано повзрослеть, чтобы помогать по хозяйству. Жили с отцом и бабушкой (маминой мамой) в деревне.
Когда Маше Сальковой исполнилось 19 лет, судьба ее сложилась не так, как мечталось. Девушка была мобилизована 25 августа 1941 года и отправлена в школу радистов. Для этой работы выбирались самые надежные, идейные девчонки, которые были готовы к любому развитию событий, включая плен. Маша окончила еще и курсы радиотелефонистов, получила направление в действующую армию. Служила она радистом неподалеку от Сталинграда, где и разворачивались масштабные бои.
В роте их было всего четыре девушки. Работали по двое на двух радиостанциях дальнего действия. Круглосуточно держали связь со штабом фронта. Целыми днями, а нередко и ночами, в спешном порядке радистка Салькова принимала и передавала срочные сообщения. Усталость от такой работы, по ее словам, возникала не только от постоянного многочасового психологического напряжения, но и от беспрестанно пиликающих в ушах сигналов азбуки Морзе и шумов в эфире.
Зачастую радисты оказывались на волосок от гибели. Однажды под Сталинградом на передвижную радиостанцию немцы сбросили бомбу. Она упала как раз между автомобилем с радиорубкой, в которой находилась Маша, и передвижной генераторной установкой, повредив протянутые между ними провода. От верной смерти девушку спасло чудо. Снаряд не разорвался. После случившегося командование приняло решение отодвинуть радиостанцию подальше от линии фронта.
Но больше, чем обстрелов и бомбежек, Мария боялась попасть в плен. Знала, что приказ они выполнят, радиостанцию в такой ситуации взорвут, но самим обороняться от врага было нечем. За неприметными автомобилями связи, раскрашенными под камуфляж, немцы вели настоящую охоту. Мария не раз попадала под обстрел немецких автоматчиков, но судьба ее берегла. Пехота в таких случаях пряталась в окопы, а радистам деваться было некуда, они обязаны передавать информацию в любых условиях и ситуациях. Это значит — оставаться на передовой до конца и держать связь во что бы то ни стало. И Мария Салькова с поставленными задачами справлялась. Плакала от усталости и от страха, боролась со сном и голодом, но продолжала отстукивать в эфире тире и точки. Просто делала все, что требовалось, потому что так было надо фронту, стране, нашим бойцам.
Награды на юных радисток, как звезды с неба, не сыпались. Сегодня она уже и не помнит, за какую именно операцию получила орден Отечественной войны II степени. Вместе со своей частью Мария прошла почти по всей Украине, освобождала Польшу и Венгрию. Весть о Великой Победе встретила в Германии, не дойдя считаные километры до Берлина.
Демобилизовавшись, вернулась домой. Здесь ей по-настоящему пришлось испытать тяжелую горечь утраты. Бабушки не стало еще в 1943-м, год спустя получила похоронку и на отца. Куда сестры делись, она до сих пор не знает. Сколько искала их, но так и не удалось найти. А в родительском доме уже проживала чужая семья. Но фронтовая закалка помогла девушке и в мирной жизни преодолевать все трудности.
После войны Мария жила в Воронежской области, работала в шахте. Там она и познакомилась со своим будущим мужем, тоже шахтером. Михаил Петрович Мальцев в Великой Отечественной войне не участвовал, так как был младше своей супруги на шесть лет. Свадьбы как таковой не было. В 1951 году просто зарегистрировали отношения и стали жить вместе. В этом браке у Мальцевых родилось двое детей.
В поселок Светлый Оренбургской области супруги вместе с сыном и дочкой приехали по комсомольской путевке в 1960 году, услышав по радио про стройку на целине. Здесь Мария до 70 лет трудилась в сфере торговли. Односельчане называют эту женщину настоящей труженицей — ее всегда отличала ответственность, порядочность, добросовестное отношение к делу. Многие знают ее как человека отзывчивого, готового протянуть руку помощи. За достойный многолетний труд Мария Свиридоновна заслужила почетное звание ветерана труда. Есть о ней несколько строчек и в книге «Оренбургские девушки в шинели», изданной по инициативе областного Совета женщин и посвященной памяти героев, ушедших на фронт.
О своих военных буднях Мария Мальцева рассказывать никогда не любила. Слишком волновали ее сердце воспоминания о гибели однополчан, о тяготах непростой службы, да и тяжелые годы Великой Отечественной отразились на ее здоровье. Она всегда и так знала, что ее вклад в восстановление и развитие родной страны не менее важен, чем военные подвиги. За свою долгую вековую жизнь Марии Свиридоновне пришлось пережить многое. Мужа не стало в 1988 году, ему было всего 59 лет. Испытала она и тяжелую боль утраты от потери сына, утонувшего в 23-летнем возрасте. Однако испытания и лишения, выпавшие на долю Мальцевой, не сломили ее. Бабушка Мария не осталась одна. Есть у нее дочь Татьяна, а также внучка Елена, у которой она живет и под постоянной заботой.
— До 95 лет с бабушкой все было хорошо. Она и по хозяйству что-то делала, и в магазин сама ходила, и в огороде помогала. Очень любила разгадывать кроссворды, смотреть телевизор. Но в последнее время часто болеет, реже стала вставать, потому что болят ноги. Потеряла слух, — рассказывает внучка Елена Панферова. — Помню с детства, как бабушка много работала, ходила постоянно пешком и всегда была немногословной. Несмотря на то что трудилась в торговле, в обычной жизни никогда никому не продавала вещи — отдавала так. Жила просто, бедно, не говорила плохо о людях, никого не обсуждала. Я ее порой обниму, поцелую, а она мне говорит: «Ты только меня не бросай. И я тебя не брошу, не оставлю»…
Ирина ФООС.