«Так завещал батюшка!»

Старенький дом на улице Сызранской в Оренбурге внешне ничем не примечателен. Таких деревянных строений со ставенками и высоким крашеным крылечком в городе еще много. Но этот — особенный.
На доме нет никаких опознавательных знаков. Но истинно верующие оренбуржцы находят его без табличек и указателей. Здесь жил и молился прозорливый Михаил Томин, принявший схиму на Святом Афоне и нареченный в честь одного из самых почитаемых старцев, в честь Серафима Саровского.
Под ногами слегка поскрипывают ступеньки. Они ведут в маленькие сенцы. Оттуда прихожане попадают в коридор. Он же служит кухней и гостиной. В доме пахнет ладаном. На стенах множество икон и несколько портретных снимков. На одном — владыка Леонтий. Он был духовным чадом схиархимандрита Серафима. На другой фотографии — родители старца. На третьей — он сам, молодой, в монашеском облачении. На четвертом снимке — Серафим Томин уже старец. Это один из его последних прижизненных снимков.

Храм прямо в доме
Отец Серафим поселился в частном доме в Оренбурге в начале 80-х годов прошлого века сразу после возвращения со Святого Афона. Этот домик и молитвы его хозяина с немногочисленной братией стали точкой отсчета для создания в Саракташском районе Свято-Андреевского мужского монастыря. Схиархимандрит Серафим Томин устроил в доме храм по всем церковным канонам: с алтарем, царскими вратами, панихидным столиком, лампадниками, свечами и просфорами… Даже звонница имеется, хотя и с маленькими колоколами.
При жизни святого старца богослужения в его доме совершались каждый день. Сначала схиархимандрит сам их вел, а когда занемог, доверил службу инокам и наблюдал за всем происходящим из маленькой комнатки в алтаре, служившей и кельей, и звонницей.
После смерти Серафима Томина насельники Свято-Андреевского мужского монастыря в течение сорока дней служили в доме панихиду, а потом решили еженедельно проводить божественные литургии.
Теперь вечером по субботам и утром по воскресеньям в доме старца Серафима собираются на молитву несколько десятков человек. Большая часть прихожан этого необычного храма — духовные чада подвижника и люди, которые знали батюшку при жизни. В последнее время все чаще приходят и новенькие.

Афонское подворье
Верующие между собой называют дом Серафима Томина афонским подворьем. Здесь хранятся фрагмент древа Креста Господня и кусочек мамврийского дуба, установлены раки с частицами мощей святого князя Владимира Киевского, Георгия Победоносца и других. Имеются и иконы, написанные в Свято-Афонском монастыре. В основном все небольшие. Лишь три выделяются своими размерами. Они тесно связаны с судьбой самого архимандрита Серафима. На одной иконе — Иверская Божия Мать, явленная на Афоне. Это копия образа, перед которым монаха постригали в схиму. На другой — Серафим Саровский, чье имя было даровано Михаилу Томину. На третьей — великомученик Пантелеимон. В честь него освящен монастырский храм на Афоне, в котором жил и молился старец Серафим.
Есть в домовом храме и редкая икона с изображением пеликана. Это аллегорическое изображение Христа в виде птицы, кормящей своей живой плотью птенцов.
Каждую икону схиархимандрит собственноручно обрамил в скромный деревянный оклад и закрыл фигурным стеклом. Шкафчики, комоды — все рукотворное. Даже митры и головные уборы отец Серафим сам вышивал бисером.
Говорят, что после смерти старца нашелся охотник за старинными иконами. Он долгое время выжидал подходящего момента для кражи, скрываясь в надворных постройках. Однако старый дом зловещим скрипом дал знак монахам о присутствии человека с преступными помыслами. Они вызвали полицию и предотвратили кражу. Но и после этого случая дом Серафима Томина остается открытым для прихожан. Ведь так завещал батюшка.

Всякий человек, входящий в домовой храм старца Серафима с добрыми помыслами, ощущает особую благодать и чувствует незримое присутствие хозяина. Возможно, потому, что все здесь сделано его руками, и даже спустя четыре года после смерти остается нетронутым.

Людмила Яковлева.

Добавить комментарий