В Оренбургской епархии приняли присягу члены Церковного суда четвертого созыва. Что значит — быть церковным судьей? Чем занимается этот судейский орган? Об этом корреспондент «ОС» беседует с секретарем Оренбургского епархиального суда иереем Алексеем Колывановым.
— Епархиальный суд появился в Русской православной церкви сравнительно недавно. Чем вызвана такая необходимость?
— Положение о Церковном суде принято Архиерейским собором Русской православной церкви в 2008 году. Необходимость возникла в связи с развитием церковной жизни. После 1990-х годов начали открываться новые храмы, увеличивалось число священников и различных служащих. Вместе с этим появились церковные правонарушения. По ним нужно принимать решения, опрашивать свидетелей, проверять документы. Всем этим и занимается Церковный суд. Он выносит решение о степени виновности нарушителя и передает его на рассмотрение архиерею, который по-прежнему обладает всей полнотой власти.
— Отец Алексей, Вы второй раз вступаете в должность секретаря Оренбургского епархиального суда. Что обещаете, присягая на Евангелии?
— Каждый вступающий в должность судьи обещает судить справедливо в соответствии с канонами православной церкви, не имея при этом выгод и преимуществ ради себя. Честно и праведно выносить решения в пользу человека, в отношении которого ведется дело.
— У многих на слуху слова из Библии: «Не судите и не судимы будете». Как они соотносятся с церковной судебной системой?
— Евангельские слова не запрещают суды, которые действуют в соответствии с законом — гражданским или церковным, иначе невозможно было бы установление справедливости в жизни. Церковный суд рассматривает правонарушения в области дисциплины и христианской нравственности, определяет меры воздействия для исправления виновного.
— Гражданский суд руководствуется действующими федеральными законами и кодексами. На что опирается епархиальный суд?
— Основа церковного судопроизводства — свод правил, по которым живет православная церковь, куда входят правила святых апостолов, Вселенских и Поместных соборов и святых отцов, а также документы, принятые Архиерейским собором и Священным Синодом для общецерковного употребления. Все эти правила священнослужители постигают во время учебы в семинариях и духовных академиях. Там и узнают, что можно и чего нельзя совершать клирику. Стоит отметить, что церковное законодательство не стоит на месте. Оно постоянно развивается. Сейчас, например, разрабатывается документ о профессиях, совместимых и несовместимых со служением Богу.
— Как часто возникают поводы для заседания?
— В компетенции церковного суда находятся вопросы, которые по преимуществу имеют отношение к священникам, диаконам, а также мирянам, занятым в церковных структурах. Иногда в этой среде возникают трения, недопонимания. Людям свойственно и ошибаться, ведь мы все подвержены искушениям. В таких ситуациях нельзя принимать решения наспех. Сначала нужно во всем разобраться. Наши клирики, слава Богу, ведут себя достойно. А потому собираемся мы нечасто: два-три раза в год.
— За что чаще всего судят священников?
— Самая частая причина заседания церковных судов — это дела семейные, когда клирик обвиняется в незаконном сожительстве. Создание другой семьи несовместимо со священным саном. Церковный суд вынуждает человека выбирать между служением и новой семьей. У нас не инквизиция, мы на костре никого не сжигаем. Уважаем любой выбор. Но священнослужителями мужчины, вступившие во второй брак, быть не могут.
— Какое самое суровое наказание может вынести Церковный суд?
— За нарушения церковной дисциплины не полагается никаких физических наказаний или материальных взысканий. Самое большое наказание для священника — лишение сана либо запрет на служение. Разница между этим небольшая. Запрет заниматься священнослужением не позволяет совершать таинства, богослужения, носить крест, рясу. Но при этом человек все-таки остается священнослужителем и через установленный срок либо после исправления и покаяния снова может вернуться в храм. А после лишения сана клирик становится мирянином и вернуться в ряды служителей уже не может. Второй раз рукоположить в священники нельзя.
За последние три года судьям нашей епархии пришлось наложить запрет на служение одного священника. Еще одно дело закончилось увещеванием клирику с переменой места служения и контролем за его деятельностью.
В настоящее время в епархиальном суде на рассмотрении находятся два дела.
— Если «подсудимый» не согласен с решением епархиального суда?
— Он может подать апелляцию в Общецерковный суд в Москве.
Иерей Алексей Колыванов, секретарь Оренбургского епархиального суда: «Мне, как человеку, на которого возложено послушание быть одним из членов Церковного суда, искренне хочется, чтобы в нашей епархии не было нужды в такого рода инстанциях».
А судьи кто?
Церковный суд состоит из председателя, заместителя и секретаря, которых назначает епархиальный архиерей. Еще два члена избираются. Особых требований, предъявляемых к судейству, нет. Главное, чтобы кандидат в судьи имел сан священника, пользовался доверием и уважением.
Людмила ЯКОВЛЕВА.