В Оренбурге распахнула двери уникальная школа. И само здание, и организация образовательного процесса, и оснащение — все соответствует самым современным европейским стандартам. О новой философии формирования личности и особенностях работы частной школы, которая является одним из подразделений ЧОУ «Центр образования на Марсовом поле», корреспондент «ОС» беседует с директором Ольгой Левченковой.
— Торжественное открытие нового образовательного учреждения обычно совпадает с 1 сентября, с Днем знаний. Ваша школа распахнула свои двери 28 апреля, за месяц до окончания учебного года. С чем это связано?
— Своих первых учеников наша школа действительно примет 1 сентября. А ее торжественная презентация в апреле — это своеобразный подарок учредителя центра образования на Марсовом поле Александра Ивановича Зеленцова родному городу к дню рождения. 30 апреля исполнилось 274 года со дня основания Оренбурга. Накануне этой даты жителям города официально представлен новый социальный объект. Да такой, о котором провинциальные города, подобные нашему, только мечтать могут. Частная школа на Марсовом поле — это гигантский скачок в развитии, который сродни тому, что был совершен более полутора веков назад, когда в степях кочевников появилась русская крепость с европейским названием — Оренбург. На мой взгляд, такое совпадение очень символично.
— На Марсовом поле уже действуют студия раннего развития «Малышок», детский сад. Теперь вот еще школа открылась. Целый образовательный комплекс получается…
— Так оно и есть. В основе образовательной системы ЧОУ «Центр образования на Марсовом поле» лежит принцип преемственности. В идеале — принимаем малышей, выпускаем образованных, активных юношей и девушек, готовых к преобразованиям окружающей действительности к лучшему, к созиданию и творчеству. В студии «Малышок» занимаются совсем маленькие ребятишки, некоторым еще и двух лет не исполнилось. Под руководством опытных, доброжелательных педагогов они учатся говорить, взаимодействовать друг с другом, развивают способности, заложенные в них природой. В детском саду малыши продолжают развиваться, получают новые знания, учатся беречь свое здоровье, постигают азы правильного питания, пробуют себя в тех сферах деятельности, которые им интересны. Школа — это новый уровень. При организации учебного и воспитательного процесса мы постарались максимально учесть запросы своих социальных заказчиков — родителей учеников. Мы намерены выпускать не просто образованных детей, но и здоровых и успешных граждан своей страны.
Стоит отметить, что на всех уровнях образовательного процесса мы работаем в строгом соответствии с требованиями ФГОС. Получена лицензия на осуществление образовательной деятельности в школе.
— Чем учебное заведение на Марсовом поле принципиально отличается от обычной общеобразовательной школы?
— Наша цель — не натаскивание учеников с целью подготовки к ЕГЭ и всякого рода тестированиям и олимпиадам. Главное — разбудить интерес к знаниям, воспитать стремление достигать большего, искать, выбирать. Дети должны понять, для чего они учатся, и четко усвоить, что образование — это своего рода проект. И его эффективность будет оценивать не педагог, а сама жизнь. В частной школе предполагается индивидуальный подход к каждому ребенку.
Численность класса не будет превышать 14 человек. Каждому ученику педагог успеет уделить время в течение урока. 1 сентября мы планируем укомплектовать девять классов, по два в каждой параллели.
— Каким образом будет выстроен учебный процесс?
— Занятия будут начинаться в 9.00. Учеными установлено, что именно в это время человек просыпается биологически, а значит, раньше нецелесообразно нагружать ребенка. Однако тех, кто придет в школу к 8.00, встретит дежурный педагог и предложит какие-либо интересные занятия. В первой половине дня уроки будут проходить по расписанию. После вкусного и полноценного обеда ребят ждут дополнительные занятия и спортивные секции. По желанию родителей дети могут находиться в школе до 18.00. В их распоряжении — спортивные площадки, стадионы, библиотека, бассейн, большая игровая зона с горками и качелями для учеников начальной школы и теннисным кортом для подростков. Для первоклассников обустроены уютные спальни, отдельные для девочек и для мальчиков. Мы надеемся, что все наши ученики будут уходить домой в хорошем настроении с выученными уроками и возвращаться утром в класс с удовольствием. Домашние задания в нашей школе не предусмотрены. Учебный материал ребенок должен полностью усваивать в образовательном учреждении, а дома проводить время с родителями и близкими людьми в приятном общении.
— Современных родителей волнует не только образовательная составляющая, но и безопасность пребывания ребенка в школе, питание. Насколько частная школа готова удовлетворить эти запросы?
— В целях обеспечения безопасности учащихся в школе предусмотрен контрольно-пропускной режим. В вестибюле установлена электронная проходная — турникет со встроенной системой контроля доступа. СМС-уведомления о времени прихода ребенка в школу и выхода из нее автоматически будут отправляться на мобильные телефоны родителей. Само здание оборудовано современными видеокамерами, позволяющими контролировать все, что происходит на территории образовательного учреждения, в кабинетах, в коридорах и других помещениях.
Качеству питания мы намерены уделять особое внимание. Все пищевые продукты, которые будут поступать к нам, должны иметь документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность. Современное оснащение пищеблока позволит хранить продукты с соблюдением всех санитарных норм и требований. Мы будем готовить экологически чистые блюда на собственной кухне в соответствии с утвержденными технологическими картами и нормативными документами.
— Кто является автором столь необычного образовательного проекта?
— Научным руководителем является кандидат педагогических наук, почетный работник общего образования Татьяна Анатольевна Демина. За основу взята ее модель, признанная победителем областного конкурса проектов. В процессе реализации она дорабатывалась, дополнялась новыми смыслами и идеями. Мы изучили опыт множества образовательных учреждений не только в России и за рубежом и пришли к выводу, что в лучших учебных заведениях хранителем знаний является школа, а не учитель. При таком подходе увольнение даже самого талантливого учителя не приводит к потере качества образования. Для школы обязательны традиции, общие ценности, особая атмосфера творчества. Очень важно научить детей мыслить.
— Какие требования предъявляются к педагогам, изъявившим желание работать в школе на Марсовом поле?
— У нас конкурсный отбор. Мы рассматриваем только кандидатуры учителей высшей квалификационной категории. Немаловажно также наличие портфолио, подтверждающего творческий потенциал, результаты педагогов и их учащихся, стремление к совершенствованию. Следует отметить, что в Центре образования на Марсовом поле создана психологическая служба. Педагоги-психологи будут работать с детьми не для галочки, а для того, чтобы рассмотреть способности каждого ученика и развивать их максимально эффективно, тесно сотрудничая с семьей обучающегося.
Задача учительского коллектива — добиться того, чтобы каждый выпускник поступил в тот вуз, о котором мечтает, получил ту профессию, которая ему интересна, устроился на ту работу, которая приносит удовлетворение, и достиг тех высот, к которым стремится. Образование в нашей школе также позволит выпускникам создать здоровые семьи. Мы научим детей мечтать о великом и строить жизнь так, чтобы сбывались даже самые смелые мечты.
Александр Зеленцов, учредитель ЧОУ «Образовательный центр на Марсовом поле»:
«С уверенностью можно сказать, что частное школьное образование имеет огромный потенциал и расходы на него — практически беспроигрышные инвестиции в будущее».
Подготовила Ирина ФООС.