…И дольше века длится жизнь

8 подв 1 e1497871325650 - …И дольше века длится жизнь

15 июня отмечает 100-летний юбилей жительница села Болдыревка Тюльганского района Просковья Тюшевская.
Судьба не удостоила Просковью Андреевну яркими событиями, кроме одного, из-за которого, по ее мнению, вся жизнь и пошла наперекосяк.
В силу своего возраста пожилая женщина многого не помнит, но процесс раскулачивания семьи стоит перед глазами настолько четко, как будто все вчера случилось.
В Кирсановке, так тогда называлось поселение, где сейчас живет Просковья Андреевна, два брата Тюшевских считались зажиточными. Они держали большое хозяйство.
— Разве это справедливо? — рассуждает 100-летняя Просковья Андреевна. — Чужим трудом мы не пользовались. Я и не помню, с какого возраста работать начинали.
В семье было восемь детей, и все трудились от зари до зари. Не барствовали, но хлеб ели свой, выращенный, и молоко пили от собственной коровы. И в один миг всю семью объявили кулаками и выгнали из дома. Имущество конфисковали, дом разобрали и увезли в соседний район. Пришлось переселяться в землянку. Мать взяла с собой двух младших сыновей и уехала к дочери на Украину, а оставшиеся дети перебивались как могли: пасли чужой скот, нянчили чужих детей. Голод, холод и непосильный труд — больше и вспомнить нечего. Ели в основном траву, сдохшую скотину. Приходилось и попрошайничать.
Со временем с помощью добрых людей Тюшевские построили небольшой саманный домик. Братья и сестры стали обзаводиться своими семьями, вернулась к детям и мать. Просковья, пока была подростком, пасла в поле колхозных телят, а, повзрослев, стала дояркой. Вроде бы и жизнь стала налаживаться, парня хорошего повстречала. Но тут война грянула, которая отобрала у Просковьи и жениха Анатолия и последнюю надежду на счастливую жизнь.
Так и не создав семью, Просковья Андреевна всю жизнь посвятила работе: более 40 лет доила колхозных коров.
Замуж она так и не вышла.
— Анатолий погиб на войне, а других женихов не было. Те, кому посчастливилось выжить, вернулись к своим женам или невестам. Я осталась не у дел. Да и не до женихов было: с коровами на ферме о любви некогда думать. Утром чуть свет идешь доить в любую погоду, пешком километра полтора. И в обед идешь, и вечером. И в дождь, и в метель, и по пояс в воде в половодье, — вспоминает столетняя юбилярша.
Все вручную тогда делали: топили кизяком, воду носили и грели, доили, навоз вывозили. Молоко разливали по флягам и сами же доставляли в Никольское: там был сепаратор. Вот так жизнь и прошла. Даже грамоте долгожительница не выучилась. Родственники долго учили ее писать первые две буквы фамилии, чтобы поставить подпись в паспорте. Так вот, кроме «Тю» она ничего в жизни и не написала.
Дом, в котором всю жизнь прожила Просковья Тюшевская, покосился, баня завалилась, поэтому уже три года она живет у жены своего покойного брата.
Так и коротают дни золовка и сноха: одной 81 год, другой — 100!
На традиционный вопрос, в чем секрет долголетия, Просковья Андреевна отвечает тоже традиционно:
— Мы закаленные. Голодом, работой. Вот и живем, сколько другие не живут.

Просковья Андреевна встречает 100-летний юбилей в бодром настроении и в здравом уме.

Наталья Гирина.

Добавить комментарий