Зеркало эпохи: 100 лет органам ЗАГС

«Мы подали заявление в загс», «Получите свидетельство в загсе!», «Мечтаю работать в загсе…» Такие фразы можно услышать довольно часто. Причем ни тот, кто их произносит, ни тот, кто слушает, даже не задумывается о том, что загс — это четыре буквы, обозначающие процедуру Записи Актов Гражданского Состояния. Слово «загс» давно и прочно вошло в лексикон как самостоятельная единица. Строгие филологи даже писать его разрешили, как обычное слово, а не как аббревиатуру, и по падежам изменять. К загсу, у загса, из загса, о загсе… Так язык, а вернее его носитель народ, признал казенное учреждение, в котором производится регистрация записи актов гражданского состояния, очень нужным и важным местом, для которого просто необходимо собственное название!
В декабре 2017 года органам ЗАГС исполняется 100 лет. Целый век сотрудники этой государственной системы регистрируют факты рождений, браков, разводов, смертей и иных актов гражданского состояния населения по всей стране. И с такими порой неожиданными ситуациями сталкиваются при этом. Но… Обо всем по порядку мы расскажем читателям в специальном проекте «Зеркало эпохи».

От метрических книг до электронного реестра

О развитии государственной системы, регистрирующей рождения, браки, разводы и иные факты нашей жизни, рассказывает председатель комитета по вопросам записи актов гражданского состояния Оренбургской области Татьяна Ганина.
— Татьяна Николаевна, юбилейная дата заставляет нас обратиться к истории. С чего все начиналось?
— История органов ЗАГС в нашей стране и соответственно в Оренбургской области началась с Декрета Всесоюзного Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния». Этот документ был подписан руководителями молодой советской республики Владимиром Лениным и Яковом Свердловым 18 декабря 1917 года по старому стилю. Он предписывал всем лицам, желающим вступить в брак, подавать заявления в отдел записей браков и рождений по месту жительства. Такие отделы после принятия Декрета были организованы при всех городских, районных, земских и волостных управах. Их сотрудники заменили священников, которые до революции записывали данные о рождении, браке или смерти прихожан в метрические книги. Все метрические книги из церквей и мечетей были изъяты и переданы на хранение в загсы. Церковные браки, заключенные после 18 декабря 1917 года, считались недействительными и не признавались государственной властью. Становление системы шло очень трудно. Не хватало грамотных и ответственных людей. Даже бумаги в достаточном количестве не было. В архиве имеются служебные записки, в которых сообщается, что запись актов гражданского состояния в каком-либо уезде не производится, потому что писать не на чем. В Оренбургской губернии ситуация складывалась особенно сложно из-за огромного разброса населенных пунктов по территории и значительной удаленности большинства из них от городов и райцентров. Население в деревнях грамотой не владело, уполномоченных на всех не хватало. Потому система в должном виде в нашем регионе сформировалась только к началу 30-х годов, хотя уже в 1920 году в Оренбуржье было создано восемь окружных отделов ЗАГС: Оренбургский, Орский, Петровский, Илецкий, Краснохолмский, Покровский, Исаево-Дедовский и Шарлыкский.
— Великая Отечественная война стала переломным событием для нашей страны. Она изменила многое. Как повлияли трагические события 40-х годов на работу загсов?
— Изменения в нашей системе начались задолго до войны. В связи с напряженной политической обстановкой в стране и международными вызовами руководство Советского Союза в июле 1934 года приняло решение передать органы ЗАГС в структуру НКВД. Все сведения, касающиеся текущего учета населения страны, тогда представляли особую значимость и важность. Служба сотрудников отделов ЗАГС была ранжирована по милицейским чинам, начальники отделов получили лейтенантские погоны. На суть работы все эти изменения не повлияли. На органы ЗАГС по-прежнему была возложена обязанность регистрировать все акты гражданского состояния — от рождения до смерти. Работа эта продолжалась и в годы войны, и в послевоенное время. Некоторые нюансы, конечно, появлялись. Но они в основном касались особенностей оформления записей и проведения церемонии регистрации, изменений бланков документов и т. д. Например, в годы войны и первые послевоенные годы было разрешено регистрировать брак без свидетелей и без предоставления медицинских справок о здоровье. При регистрации рождения ребенка, мать которого не состояла в браке, малыш получал ее фамилию, а отчество указывалось по желанию женщины. Сведения об отце в актовую запись и в свидетельство о рождении в таких случаях не вносились. Такое решение было принято из этических соображений: мужчин-то не хватало. В годы войны появился и Указ Президиума Верховного Совета СССР об усыновлении, и указ, разрешающий родителям, вступившим в брак после рождения ребенка, признать его законным.
— Проведение торжественных церемоний регистрации браков и рождений с музыкой, танцами, шампанским и прочими атрибутами праздника — это право или обязанность органов ЗАГС?
— Всегда было по-разному. До войны и помещений-то у загсов не было, о каких торжествах говорить. В войну и сразу после тоже не до праздников было. Да и какие торжества в отделениях милиции, где загсы располагались, устроишь? А вот в 1957 году, когда отделы ЗАГС были переданы в подчинение исполкомам районных и городских советов, с целью повышения уровня культуры населения и престижа семьи были приняты специальные нормативные акты, которые обязывали отделы ЗАГС проводить торжественные регистрации. Тогда, в конце 50-х — начале 60-х годов, исполнительная власть начала выделять загсам новые помещения, появились Дворцы бракосочетаний, салоны для новобрачных, стали чествовать юбилейные супружеские пары, участвовать в организации проводов ребят в армию, в выдаче паспортов. Все современные традиции зародились именно тогда. Сейчас торжественные церемонии проводятся исключительно по желанию заявителей. Это не обязанность отдела ЗАГС. Это дополнительные услуги, которые оказываются за отдельную плату специализированными организациями или администрациями муниципальных образований. Госпошлина за регистрацию брака независимо от того, в каких условиях она проводится, составляет 350 рублей.

— Чем живут органы ЗАГС сегодня? С каким настроением идут к 100-летнему юбилею?
— В настоящее время мы приступаем к созданию Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния. Это масштабная задача, которую поставило перед нами правительство страны. С 1 января 2018 года все записи должны вноситься в единую электронную базу, а к 1 января 2020 года в эту базу должны быть внесены все записи, сделанные с 1926 года. В нашем регионе оцифровке подлежат более восьми миллионов актовых записей, часть из них на национальных языках. Это колоссальный труд и серьезные затраты. Так что в год столетнего юбилея мы переживаем второе рождение. В 1917-м искали кадры, учились писать и изыскивали средства на бумагу с чернилами. Теперь снова ищем кадры, осваиваем новые программы и приобретаем компьютерную технику. В общем, настрой у нас боевой и, конечно, праздничный. Во всех городах и районах проводятся чествования ветеранов, создаются музеи, оформляются альбомы и выставки. Мы предлагаем включиться в эту работу всех читателей и поделиться экспонатами, которые расскажут историю органов ЗАГС современникам. Мы принимаем свадебные наряды прошлых лет, образцы документов, символы бракосочетания, фотографии. Выставка «Зеркало эпохи», посвященная 100-летию органов ЗАГС, откроется в областном музее изобразительных искусств в ноябре. Принять участие в ее организации может каждый. Ведь это наша общая история.

Подготовила Светлана Стукалова.

Один ответ на “Зеркало эпохи: 100 лет органам ЗАГС”

Добавить комментарий