Опыт Оренбуржья по работе сельских старост признан передовым в Госдуме РФ.
Об особенностях этого общественного института читателям «ОС» рассказывает вице-губернатор Дмитрий Кулагин.
— Дмитрий Владимирович, когда началось становление института сельских старост в нашей области? Почему возникла такая необходимость?
— Институт сельских старост не является новшеством. Должностные лица, старшие, ответственные, главные по подъездам, которые осуществляли общественный контроль и координацию народных инициатив, были всегда, как в дореволюционный период, так во времена СССР. В годы перестройки эта практика была утрачена, потом в конце 90-х годов началось возрождение этой формы местного самоуправления. Необходимость была продиктована масштабной реформой, результатом которой стало укрупнение и объединение муниципалитетов. Институт сельских старост помог приблизить власть к населению и компенсировать отсутствие администраций в малых населенных пунктах.
— Как сельские старосты работают сегодня?
— В настоящее время работа института сельских старост в Оренбуржье отлажена и структурирована. Она осуществляется в соответствии с законом «О сельских старостах в Оренбургской области», принятым в нашем регионе в 2014 году. Сейчас старосты имеются практически во всех селах, удаленных на 10 и более километров от администрации сельского муниципального образования. Их общее количество сегодня составляет 515 человек. 372 человека осуществляют деятельность в соответствии с указом губернатора, 143 — на общественных началах.
— Кто может стать сельским старостой?
— Стать старостой может любой ответственный и энергичный житель села старше 18 лет. Однако, как показывает практика, чаще всего ими становятся уважаемые люди зрелого возраста, имеющие богатый жизненный и профессиональный опыт. Выбирают старосту односельчане путем голосования на общем собрании.
— Каковы полномочия старосты?
— Главное предназначение — содействие участию населения в осуществлении местного самоуправления, представление интересов жителей в решении конкретных проблем. Чаще всего старостам приходится заниматься решением вопросов, связанных с благоустройством территорий, пожарной безопасностью, профилактической работой, информированием глав поселений и района о событиях, происходящих на территории населенного пункта.
— В каких районах старосты работают наиболее активно?
— Хорошо налажена деятельность института старост в Красногвардейском, Сакмарском, Новоорском, Шарлыкском, Саракташском и многих других районах. Следует отметить, что заработная плата для старост не предусмотрена. Они выполняют свои обязанности на безвозмездной основе. Небольшую выплату получают лишь те народные избранники, которые осуществляют полномочия по указу губернатора. Но и у них деньги невелики — 2000 рублей в месяц на компенсацию транспортных расходов и затрат на связь. В реальности большинство сельских старост на местах и эти средства направляют на решение текущих проблем села. Годовые расходы на поддержание работы сельских старост в Оренбургской области составляют 10 миллионов рублей.
— Представители других регионов приезжают в Оренбуржье позаимствовать опыт?
— На всероссийское совещание в Саракташский район для ознакомления с опытом организации местного самоуправления в конце июня прибыли представители самых различных регионов: Марий Эл и Башкортостана, Якутии и Чувашии, Алтайского и Камчатского края, Тамбовской, Ульяновской, Московской, Нижегородской и других областей. Гостям был представлен опыт работы старост в селах Черноотрожского сельсовета. В этом муниципальном образовании, благодаря взаимодействию старост с населением и представителями власти, ремонтируются дороги, устанавливается уличное освещение, строятся мечети и храмы. Все это доказательство того, что наш регион движется в правильном направлении. Возможно, в ближайшем будущем старосты появятся в каждом селе, независимо от того, где оно находится. Сейчас рассматривается возможность создания фондов помощи в районах, которые будут содействовать старостам реализовывать социально значимые инициативы.
«Староста — это заводила, организатор, общественный контролер деятельности власти
и барометр социального самочувствия граждан».
Подготовила Марина Сенченко.