В последние годы в Оренбуржье активно развивается волонтерское движение. Какие изменения пережили добровольческие объединения и почему они стали популярными у молодежи, рассказывает один из основателей первой волонтерской организации в нашем регионе Александр Соколов.
-Александр Валерьевич, как Вы стали волонтером?
— Все началось со школы. Мы с моим братом Алексеем были активными ребятами. В своем классе и в школе мы организовывали различные праздники и мероприятия. А в 10-м классе попали в лагерь «Успех» Российского Союза Молодежи и с тех пор общественная работа стала моим призванием. В 2003 году мой брат стал председателем организации «Молодежь против наркотиков», а в 2005 году я стал ее руководителем. С тех пор организация изменила название на «Навигатор», расширила свою деятельность и является одной из самых опытных организаций в нашей области.
— Известно, что именно организация «Молодежь против наркотиков» впервые привлекла в свои ряды волонтеров…
— На самом деле волонтеры были во все времена. Пионеры, комсомольцы, тимуровцы, члены различных молодежных объединений — все они работали безвозмездно. А вот слово «волонтер» появилось у нас в регионе в 2005 году. Это связано с новыми для нас идеями добровольческой деятельности, которые мы стали привносить из европейского опыта работы с добровольцами. Проанализировав опыт работы в сфере профилактики наркомании среди молодежи как европейских, так и отечественных организаций, мы пришли к пониманию, что именно волонтерство должно стать основным направлением в профилактической работе организации «Молодежь против наркотиков». Так появились программы, построенные по принципу «от равного к равному». Для этого нужны были люди из молодежной среды, которые донесли бы информацию до своих ровесников более понятным и доступным языком. Такие ребята и стали нашими добровольцами. Позже этот опыт был признан эффективным и был распространен в других муниципальных образованиях нашей области.
— Что дало толчок развитию волонтерского движения?
— В 2007 году в связи с проведением Олимпиады в Сочи был принят федеральный закон, определяющий статус волонтера, а в 2010 году были внесены изменения в федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», которые уточнили понятие добровольческой деятельности. Тогда у волонтеров появились персональные удостоверения, а добровольческие центры начали открываться при каждом образовательном учреждении. Государство увидело в добровольчестве возможность для реализации молодежных инициатив, для обучения активистов и привлечения их к решению различных социально значимых задач.
Мощным толчком к развитию волонтерского движения как в России, так и в Оренбургской области стало проведение Универсиады 2013 года в Казани и Олимпийских игр 2014 года в Сочи. К организации этих мероприятий были привлечены тысячи волонтеров, в том числе и из нашего региона. Быть волонтером тогда стало модно.
— Сейчас волонтеров очень много. Это значит, что люди стали добрее или наоборот корыстнее? Ведь многие считают, что участие в волонтерской деятельности дает хорошую возможность для продвижения по карьерной лестнице…
— В каждом виде деятельности можно найти как очень высокие порывы, так и вполне прагматичные цели и мотивы. В конце концов, даже профессию люди выбирают, руководствуясь какими-либо соображениями. Волонтерами, как правило, становятся молодые люди с огромным потенциалом, кипучей энергией и огромной потребностью в общении, самореализации, признании, профессиональном росте и т. д. Все это и становится в конечном итоге неким вознаграждением за безвозмездную деятельность. И это нормально. Чем адекватнее отдача, неважно, чем она измеряется, тем эффективнее труд. Приписывать добровольчеству исключительно альтруистические цели — неправильно. Это губительно для волонтерского движения.
— Во многих странах волонтерами становятся взрослые люди. Почему у нас в ряды добровольцев вступает в основном молодежь?
— У нас взрослые люди не настолько свободны и обеспеченны, как в странах Европы и Америки. В России взрослые люди либо работают, стараясь обеспечить себе прибавку к пенсии, либо занимаются приусадебным хозяйством, пока хватает сил. А у молодежи времени достаточно и энергия плещет через край. Стоит отметить, что взрослые волонтеры в последние годы появляются и в нашей стране. Движения «серебряных добровольцев» уже заявили о себе во многих регионах России. Такие проекты есть и в Оренбуржье.
— Каким Вы видите волонтерское движение в будущем?
— Если верить прогнозам, с каждым годом число добровольцев будет расти, перечень направлений их деятельности расширяться, а ее качество — повышаться. К примеру, в настоящее время активно развивается такое направление добровольчества, как Pro bono. Это профессиональное добровольчество, т. е. когда профессионал в том или ином деле осуществляет свою работу на добровольческих началах. Например, юрист является добровольцем и безвозмездно проводит юридические консультации. Все говорит о том, что у волонтерского движения большое будущее.
В Оренбуржье насчитывается более 30000 добровольцев. Наша область входит в первую десятку регионов в стране по числу волонтеров.
Корни слова
Первоначально волонтерами называли исключительно солдат-добровольцев. В Италии, Франции, Англии и Германии в ходе Восьмидесятилетней и Тридцатилетней войн различные сюзерены призывали под свои знамена все новых и новых охотников повоевать, но, часто уже не имея денег на содержание войск, оговаривали, что наградой им будут только слава и военная добыча. Многим этого было достаточно. В XVII веке такие добровольцы появились и в России. Слово принимало как престижный, так и негативный оттенок, поскольку легко представить, как вели себя солдаты, наградой которых были только слава и военная добыча.
Развитие и всемирное распространение в последние десятилетия XIX века таких организаций, как Общество милосердия, Армия спасения, Общество Красного Креста и др. все больше ассоциировали слово «волонтер» с благотворительной, общественно полезной, а, главное, бескорыстной деятельностью.
В СССР слово «волонтер» употреблялось довольно редко, ему предпочитали слова «доброволец» и «ополченец». Идео-логически социальная миссия гражданской взаимопомощи и пропаганды была возложена на созданные по типу западных волонтерских обществ организации вроде ДОСААФ и ВЛКСМ.
К середине 2000-х годов в нашей стране стали появляться первые волонтерские ассоциации. В 2010 году о поддержке волонтерских проектов официально объявило правительство.
Записала Марина Сенченко.