Жителей Оренбурга все чаще беспокоят агенты негосударственных пенсионных фондов. Они приходят прямо домой и предлагают перевести накопительную часть пенсии в частную организацию. О том, как обезопасить себя и свои накопления, рассказывает управляющая Отделением Пенсионного фонда РФ по Оренбургской области Надежда Петрова.
— Надежда Владимировна, насколько законна деятельность агентов некоммерческих пенсионных фондов?
— Многие негосударственные фонды действительно для привлечения клиентов используют самые разные формы работы, в том числе и поквартирный обход граждан. Законом это не запрещено. На сегодняшний день 33 управляющие компании и 38 негосударственных пенсионных фондов имеют право работать с накопительной частью пенсии. Все они прошли проверку Центрального банка и сотрудничают с Агентством по страхованию вкладов.
— Как правильнее распорядиться накопительной частью пенсии? Кому можно доверить управление своими накоплениями?
— Накопительная пенсия — это ежемесячная пожизненная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования. Отчисления на накопительную пенсию производились с 2002-го по 2004 год за мужчин 1953 года рождения и моложе и за женщин 1957 года рождения и моложе, а с 2005-го по 2013 год — только за граждан 1967 года рождения.
Кому доверить свои накопления, каждый гражданин решает самостоятельно. Это право, а не обязанность. На сегодняшний день пенсионные накопления можно перевести в частную управляющую компанию, в негосударственные пенсионные фонды или в государственную управляющую компанию «Внешэкономбанк (УК)». Если граждане не предпринимают никаких действий, их деньги автоматически переходят в государственную управляющую компанию.
— Агенты коммерческих организаций хорошо обучены и знают, как вести разговор. На что стоит обратить внимание при общении с такими специалистами?
— В первую очередь нужно посмотреть удостоверение агента. И ни в коем случае не принимать решение сразу, какими бы заманчивыми не показались предложения. Необходимо предварительно изучить особенности работы фонда, с которым гражданин намеревается заключить договор. При изучении информации следует обращать внимание на доходность организации, на количество застрахованных лиц, объем собственных средств компании, а также на размер чистой прибыли и объем финансовых резервов.
Если решение о переводе пенсионных накоплений в негосударственный фонд все-таки принято, обязательно нужно обратить внимание на заявление, которое агент предлагает подписать. Нужно знать, что «Срочное» заявление позволяет гражданину перевести свои накопления в выбранный НПФ только через пять лет после подачи заявления. При этом все накопления прежних лет сохраняются. Если гражданин подписывает «досрочное» заявление, значит, он станет клиентом выбранного фонда уже на следующий год. Однако полученный ранее инвестиционный доход при этом не выплачивается. Следовательно, объем накоплений не увеличится, а может быть и наоборот — уменьшится. Поэтому выгоднее сохранять накопления в одном НПФ не менее пяти лет, чтобы пенсионный капитал увеличивался.
— Очень часто агенты требуют сообщить данные по СНИЛС. Могут ли они с помощью полученной информации без ведома застрахованного лица распорядиться его накоплениями?
— Законные схемы не позволяют перевести накопления в НПФ только по номеру СНИЛС. Ведь для перехода в НПФ необходимо, чтобы в Пенсионный фонд РФ поступило два документа: подписанный гражданином договор об обязательном пенсионном страховании и заявление о переводе средств. Однако известны случаи, когда недобросовестные агенты подделывали подписи клиентов. В таких случаях для восстановления своих прав и наказания мошенников необходимо обращаться в правоохранительные органы.
— Как можно проверить состояние своего счета и размер накоплений?
— Проверить, сколько денежных средств учтено на лицевом счете, а также уточнить, кто управляет средствами пенсионных накоплений, можно с помощью сервиса «Личный кабинет гражданина» на сайте Пенсионного Фонда РФ, на портале Государственных услуг или посредством личного обращения в клиентскую службу ПФР.
Записала Марина Сенченко.