Рано или поздно все дети начинают говорить. Но когда и как это произойдет, зависит только от нас. Я знаю семью ученых — физиков, которые не только с ребенком, но и между собой общались чаще взглядами. Так вот их сын заговорил в четыре года, когда вор хотел украсть на вокзале их вещи. «Это наш чемодан!» — строго сказал мальчик. Это были его первые слова.
Первое слово ребенка — настоящее событие. Все ждут, что именно скажет малыш: «мама» или «папа». А он, например, неожиданно говорит «лес», как моя внучка. Правда, вслед за этим первым словом она стала говорить столько, что у меня частенько возникало желание купить себе беруши. Родители внучки жили с нами и работали с утра до вечера, а я оформила декретный отпуск и стала нянькой. Видимо, мое филологическое образование и ненависть к телевизору сподвигли ребенка заговорить раньше других детей из нашего ближайшего окружения.
Примерно так выглядел наш рабочий день. Лиза просыпалась в 6.30. Проводив всех на работу, мы шли на кухню. Я за свой стол, она — за свой. Придвинув внучку к себе поближе, я выкладывала перед ней самые разные предметы: небьющуюся кухонную утварь, крупы, овощи, бумажные листки, игрушки. И начинала разговаривать с ребенком, объясняя, что к чему на кухне и в жизни. Внучка, конечно, молчала. Но мозг-то ее в это время активно работал, вбирал в себя все услышанное…
За первые полтора года жизни Лизы я вспомнила всю сокровищницу мировой поэзии, сказки народов мира и бабушкины частушки. Читала наизусть — четко и медленно, в лицах, меняя интонации, изображая то зайца, то царя Салтана. Параллельно проговаривала по сотне раз названия предметов, которые нас окружали… Приготовив еду, мы перемещались в другие комнаты, на улицу, на пол, на подоконник, на кровать и т. д. Когда внучке исполнился годик, мы уехали в деревню. И снова учились, учились и учились… Но где бы мы ни находились, телевизора с нами НЕ БЫЛО. И внучка, начав в два месяца с мурлыканья под нос, бульканья, скрипа и звуков, не имеющих даже транскрипции, в годик говорила уже ВСЕ и представляла собой этакий фонтанирующий словопоток. Каждое новое слово, засыпая, она повторяла десятки раз, отрабатывая правильность произношения. Например, у нее долго не получался звук «У». «Кукла» была «киклой», а «кукушка» — «кикишкой». Птица так и «говорила на суку» — «КИ-КИ». И только мы с Лизой понимали, о ком и о чем речь, когда она без устали «кикикала»! Кукольный театр она называла тогда одним замысловатым словом «кикильмитятьль». Но главное было сделано — ребенок хотел говорить. Я ему помогала, а дикторы ТВ не мешали своей фоновой болтовней ни внучке, ни мне.
Лиза Карташова. Записано в 2,5-3 года.
* Подходит сзади, поднимает мне платье, заглядывает под подол, долго рассматривает все, что там видит. Я терпеливо жду реакции. Она произносит задумчиво: «И у меня там попа…»
* Пытается застегнуть замок на куртке: «Ну это — невыносимо!»
* «Давай почитаем «Федорино горино»
* Захожу в детскую. Там — разгром. Лиза сообщает: «А я тут навела порядок… беспорядочный какой-то…»
* Услышав урчание в своем животе: «Ой, у меня там щеночек пищит!»
* «Не дам. Я — жадница!»
* В машине. «Не отвлекай меня, я еду в деревню!»
* «Это — не хулиганство. Это игра такая. Веселая».
Галина Широнина.
Уважаемые читатели! Дорогие бабушки и дедушки! Поделитесь своим опытом воспитания внуков и их забавными репликами. Такое богатство нельзя скрывать от окружающих!
Принимаются как электронные письма на почту orsud@yandex.ru, так и рукописные по адресу редакции: г. Оренбург, ул. Володарского, 11.