Труд — отец удовольствия

4 дв колонка - Труд - отец удовольствия

Воспитание ребенка трудом — дело важное, но предки наши никогда не придавали ему особого значения. Такого понятия и не было в жизни больших семей. Просто жили все вместе и работали все вместе. А потом как-то вдруг случилось, что в урбанизированной среде одно за другим стали вырастать поколения «детей-захребетников», которых родители, не сумев приучить к труду, тащили по жизни до самой собственной смерти. А после ухода предков, 50-летние «дети» долго не могли понять, почему после оплаты коммуналки не остается денег на туфли, и как, оказывается, неприятно убирать лоток любимой кошки. Раньше-то всем этим занимались родители… И «стародежь» впадала в депрессию больше не от потери любимого близкого человека, а от утраты ухода за собой и немаленькой пенсии предков.
Помню свою знакомую бабушку, которая с апреля по октябрь жила на даче, приезжая в город, чтобы продать у магазина сезонную зелень и тут же отнести заработанные копеечки единственной дочке. А дочка, получив после восьмого класса специальность библиотекаря, всю жизнь работала администратором салона красоты. Она на мамины «дачные» улучшала жилищные условия и отдыхала на курортах. На собственную дачу приезжала только на шашлыки с компанией, предупредив маму заранее, чтобы в домике порядок навела, а сама уехала.
Через несколько лет после смерти матери этой дочке пришлось менять обустроенную трехкомнатную квартиру на «однушку» в неблагополучном районе, чтобы рассчитаться с накопившимися долгами. А почему? А потому, что мама, отдав всю себя на воспитание единственного чада, превратилась в курицу-наседку, разгребающую в песочке червячков для своего цыпленка.
Я, лично, сейчас уже толком и не припомню, как именно приучала к труду своих двух дочек. Но, наверное, приучила, потому что зятья пока не жалуются…
А вот с внучкой все иначе: ее детство проходит на лоне природы — в деревне. А там какой труд? Кроме самообслуживания, только сельскохозяйственный. Но тут уж я старалась по полной: внучка сажает, поливает, пропалывает, убирает урожай. Однажды, например, обрезала все цветоносы в вазонах… Я, сдерживая себя, обучаю и поучаю. А она веселит меня пониманием сельскохозяйственных тем. И я еще раз поаплодировала Вольтеру, считавшему, что труд — отец удовольствий. Особенно, если это СОВМЕСТНЫЙ ТРУД С ДЕТЬМИ. Теперь вот жду уже с нетерпением нового сезона УДОВОЛЬСТВИЙ!

Лиза Карташова. Записано в три года.
* Возится в земле. Гордо: «Я — огородница Сажалкина!»
* Таскает какой-то сорняк корнями вверх: «Куда ж это все прикрасивить?»
* Я подвязываю помидоры к кольям. Она кричит деду радостно: «А бабуля тут палки сажает!»
* Я рассматриваю маленькие пакетики с удобрениями. Она сидит на лавочке и интересуется, что это. Потом начинает запихивать пакетики под себя и говорит: «Посидишь на удобрениях, и попа станет доброй…»
* «А в курятнике — курят?»
* Пугала внучку весь вечер, что деревенские мыши ее в подпол утащат. А она мне: «А я буду хулиганить всю ночь! И мыши мне — нипочем!»
* В августе боролись с мухами. Ночью внучка соскакивает и с ужасом: «А муха це-це может укусить за палец?»
* Смотрит «Трое из Простоквашино» и говорит: «Хочу в мультике оказаться. Только не в этом дурацком. Мне деревня и здесь надоела!»
Галина Широнина.

Ваня Куликов. Записано в три-четыре года.
* Спрашиваю, почему Ваня сегодня недовольный. Он отвечает: «Шутки пропали».
* Объясняет, почему бросил куклу. «Баб, ты знаешь, почему я ушел от дочки? Потому что оборзела она».
* Вздыхает. «Хоть бы я быстрей подрос!» Спрашиваю, зачем нужно быстрей расти. Отвечает серьезно: «Чтоб женщин красивых выбирать».
* Предлагаю сходить к тете Нине в больницу, объясняю, что она заболела. Ваня перебивает: «Да никакая она не больная. Она беременная!»
* Три дня учили буквы. На четвертый день отправились на прогулку. Ваня и говорит: «Вот жизнь какая пошла! То учиться надо, то в поход идти!»
Бабушка Оля, с. Илек.

 

Добавить комментарий