А вы помните свое самое первое свидание? Ну, вспоминайте, вспоминайте!
Конечно, это было давно… Скорее всего, в школе. А может, у кого-то и пораньше. Я помню, как в средней группе детского сада серьезно выбирала мужа между Вовой и Юрой. А в третьем классе за гаражами готовила побег из дома с Серегой из соседнего подъезда. Хорошо, что мама нашла записки, которые я в «любовной агонии» или по детскому незнанию оставила на кухонном столе. В общем, мне целую неделю запрещали выходить во двор. За это время любовь куда-то улетучилась. Сейчас о той любви смешно вспоминать, а тогда…
Но обратиться к воспоминаниям меня заставило не САМО чувство. Хочется поговорить не про взгляды, письма или катание на рамке велосипеда… А про МЕСТА этих самых любовных встреч. Скорее всего, они в каждом городе или селе не меняются столетиями: обрыв над рекой, памятник великому земляку, кафе «Мороженое», береза на краю села…
Мы, молодые жители областного центра образца 70-80-х годов, несмотря на внушительные геополитические размахи города, испытывали жуткий дефицит таких «любовных» местечек! Разу-меется, парки и скверы были в Оренбурге и во времена нашей молодости. Но вот свободных мест в них по вечерам большинство влюбленных пар найти не могли! В прямом смысле этого слова. Не было тогда в Оренбурге столько ЛАВОК, чтобы присесть всем желающим! Ведь понятно, что в обед на свиданье не пойдешь. А к вечеру бабульки, покрасив волосы и губы одинаковым красным цветом, восседали на всех имеющихся лавочках как куры на насесте.
Страшно завидовали мы тем ровесникам, у кого во дворах пятиэтажки были беседки… Ах, сколько историй «подглядели» столбы и лавочки этих дворовых сооружений! Сколько признаний и песен под гитару слышали они, сколько девичьих спин прижимали к ним мальчишечьи руки в первом объятии… Жалко, что в период махрового застоя государство не задумывалось о таких мелочах, как лавочки и беседки! Меня, например, от безысходности, видимо, школьный жених приглашал на свидание на балкон 16-го этажа первой в городе многоэтажки. А подруга с ухажером, отец которого работал на городском пляже спасателем, впервые поцеловались в лодке, едва не опрокинув ее. А еще мы все специально носили в сумке журнал «Юность», чтобы присесть на бордюр, если 12-сантиметровые каблуки уже не смогут нести нас дальше… Эх, молодость!
Хотя были и в наше время люди, мыслящие креативно! Есть у меня знакомый — хороший художник и человек. Как личность творческая, он всегда отличался неординарным мышлением. В период ухаживания за своей будущей женой он понял, что лучшее место для признаний в любви — тихие уголки родной природы и сделал скамеечку. Ровно на двоих. И носил ее с собой на свидания… Девушка такую заботу оценила и замуж за него пошла. Много лет уже живут, растят детей и счастливы.
И вот не далее, как вчера, иду я по своей родной улице. Смотрю направо — новая яркая детская зона поднялась. Смотрю налево —
рабочие в мини-сквере наводят порядок: меняют расколотую тротуарную плитку, освобождают от целлофана садовые фигуры, красят лавки. И впереди, и сзади меня — теперь масса прекрасных мест, где у горожан и гостей Оренбурга есть возможность присесть и отдохнуть. Подставив лицо солнцу, вдохнув полной грудью влажный весенний воздух, можно сидеть хоть весь день, обниматься до самой ночи и слушать пение птиц, вернувшихся из дальних краев. Всем теперь места хватает! И в исторических районах города, и в недавно отстроенных кварталах! Благоустройству территории теперь уделяется едва ли не первостепенное внимание. Президент страны о комфортной среде говорит на заседаниях с губернаторами и требует от них эффективной работы в этом направлении. Может быть, и Владимиру Путину, и его министрам молодость вспомнилась с ее дефицитом лавочек и беседочек… Они ж ведь тоже были молодыми — министры и губернаторы. И тоже искали места для объятий и поцелуев!
Все-таки замечательно, что в борьбе за высокие идеи и идеалы светлого будущего в нашем государстве начали уделять внимание таким простым и человечным мелочам! Наверно, это и есть то самое светлое будущее! И мы до него дожили!
Галина Широнина.