Какая рассылка вне закона?

8 глав 2 - Какая рассылка вне закона?

Читатели довольно часто жалуются на навязчивую рекламу, которая приходит в виде сообщений на мобильный телефон. О том, как избавиться от такой услуги и наказать нарушителей, рассказывает заместитель руководителя Оренбургского УФАС России Людмила Полубоярова.

-Людмила Юрьевна, является ли распространение СМС-рекламы нарушением законодательства о рекламе?
В соответствии с законом распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной и подвижной радиотелефонной связи допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение информации. В норме закона приводится определенный перечень видов электросвязи, однако он не является закрытым, соответственно, положения распространяются и на случаи передачи рекламы по иным видам связи, в том числе по сети Интернет.
Распространитель информации перед ее отправкой обязан удостовериться, что адресат или абонент выразили согласие на получение рекламы. При этом рекламораспространителем считается лицо, которое совершило определенные действия по доведению информации до потребителя.
Следует отметить, что если поставщик услуг связи при заключении договора с абонентом получил от него согласие на получение любой информации, это может рассматриваться как предварительное согласие получать рекламу.
Распространитель рекламы обязан незамедлительно прекратить рассылку после обращения к нему абонента, даже если ранее согласие было дано.
— Требуется ли согласие абонента на получение рекламы, которая распространяется путем автоматической рассылки?
Закон не допускает использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора или набора абонентского номера без участия человека, то есть путем автоматической рассылки. Таким образом, автоматическая рассылка рекламы по сетям электросвязи запрещена.
По сути, эта норма запрещает так называемый спам — массовую рассылку коммерческой информации лицам, не выражавшим желания ее получать. 
— В каких случаях ответственность несет оператор сети электросвязи при осуществлении СМС-рассылки?
В соответствии с законом о рекламе, рекламораспространитель — это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Таким образом, в случае осуществления рассылки рекламных сообщений с номеров, не соответствующих российской системе и плану нумерации, сообщений, передача которых не предусмотрена договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи (например, с коротких и буквенных номеров), а также направляемых автоматически, оператор связи абонента, которому предназначена рассылка, может признаваться рекламораспространителем и привлекаться к ответственности за нарушение закона.
— Законно ли распространение рекламы сервисом WhatsApp без согласия абонента?
Требования ФЗ «О рекламе» не распространяются на сервис WhatsApp, поскольку, скачивая приложение на мобильный телефон, человек уже дает согласие на получение различной информации. К счастью, у таких сервисов есть опция внести в спам или заблокировать номера, с которых приходит навязчивая реклама.
— Куда может обратиться с жалобой человек, которому приходят сообщения рекламного характера, если он не давал согласия на их получение?
Жалобу нужно подавать в антимонопольный орган. В заявлении необходимо указать сведения о себе, наименование рекламодателя, рекламораспространителя и рекламопроизводителя, действия которых содержат признаки нарушения закона о рекламе. Требуется также описать факты, свидетельствующие о наличии признаков нарушения законодательства с указанием способа, места и времени распространения рекламы, приложить имеющиеся доказательства и изложить суть требований.
В случае, если заявление, поданное в антимонопольный орган, не содержит вышеперечисленных сведений, оно остается без рассмотрения.
Заявление на нарушение требований статьи 18-й закона о рекламе должно содержать также согласие абонента на обработку персональных данных и скриншот поступившего рекламного сообщения.

Людмила Полубоярова: «Смс-реклама законна только в случае, если абонент дал согласие на ее получение».

Подготовила Инга Прохорова.

Добавить комментарий