Своими воспоминаниями о жизни Оренбурга и оренбуржцев в период так называемого развитого социализма с читателями поделился известный в городе композитор, поэт и фотограф Александр Зельцер.
Сейчас Александру Иосифовичу 72 года. Он бережно хранит историю областного центра не только в памяти, но и в песнях, стихах, фотографиях. В разные периоды своей жизни Александр Зельцер воспринимал Оренбург по-разному.
Первая встреча с мечтой
«Моя первая встреча с Оренбургом произошла в середине 50-х годов. Тогда я был маленьким мальчиком и приезжал в город с родителями из села Спасского Саракташского района. После нашей деревенской жизни город казался мне сказкой. И я очень радовался, когда за один день родителям не удавалось управиться с делами, и мы оставались ночевать у знакомых. Они жили в частном доме на территории, где сейчас располагается ОГУ. Там, кстати, до сих пор растет яблоня, которая была во дворе дома наших знакомых.
Самое большое впечатление в городе на меня производили троллейбусы. Помню, что «единичка» ходила от вокзала до бульвара. У кондуктора вся грудь была обвешана билетными разноцветными рулончиками. У каждого — своя цена: двадцать, тридцать, сорок копеек. Ведь стоимость проезда тогда зависела от протяженности маршрута и количества остановок. Например, за одну остановку нужно было платить
20 копеек, а за более длительную поездку — 40 копеек. Конечно, все старались сэкономить и покупали самые дешевые билеты, а ехали до конечной. Решение «усреднить» стоимость поездки было принято уже в 60-е годы».
Глазами солдата
«На службу в Оренбург я попал совершенно случайно. В районном военкомате меня определили то ли в Мурманск, то ли в Архангельск. Но за несколько минут до отправления поезда с нашей командой я поднялся на второй этаж в здании вокзала, а там новобранцы что-то рисуют. Я засмотрелся. В этот момент ко мне подошел какой-то майор и спросил, могу ли я рисовать. После моего утвердительного ответа приказал стоять на месте и побежал переоформлять мои документы.
Так я и оказался в батарее обслуживания воинской части №4965, которая и сейчас располагается за областной больницей на улице Аксакова. Я служил чертежником: чертил схемы ракет, пусковых установок для учебных занятий. Копировальной техники тогда не было, приходилось чертить копии вручную на детских подкладных клеенках. Сколько наглядных пособий и чертежей за два года и семь месяцев службы я выполнил, пересчитать невозможно.
В увольнительную обычно ходил в театр музыкальной комедии, в драматический театр. Говорят, что обычным горожанам достать билеты на спектакли было очень трудно, а нам, солдатам, выдавали свободно. И в кинотеатр «Октябрь» на улице Советской ходил с удовольствием. А когда родители приезжали, мы обычно гуляли по городу, отдыхали на площади Ленина. Там был большой квадратный фонтан, и мы бросали в него монетки на удачу. В парке Осипенко — на улице Советской, напротив магазина «Буратино», тоже был фонтан «Лягушки». Говорят, подобные архитектурные сооружения по мотивам сказок Корнея Чуковского тогда имелись во многих городах Советского Союза. А еще там был шутейный фонтан — наступаешь на гальку, а из-под нее вырывается фонтанчик и окатывает водой. Возможно, что кто-то сидел в кустах и управлял процессом, подавая воду, но тогда на это никто не обращал внимания. Весело было и загадочно».
Быт нерадостный
«В звании ефрейтора я получал денежное довольствие в размере 4 рублей 80 копеек в месяц. Еще пять рублей мне ежемесячно высылал отец, так что денег хватало и на мыльные принадлежности, и на белую ткань для воротничков, и на беляши, которые продавались в офицерском буфете по цене 12 копеек.
Питание в солдатской столовой оставляло желать лучшего. Сливочного масла выдавали по 10 граммов в день, его и на хлеб-то намазать невозможно было. Мяса в рационе совсем не было, хотя в части имелось подсобное свиноводческое хозяйство.
Каждую неделю нас водили пешком в общественную баню на улице Комсомольской. Чтобы успеть помыться до приема гражданского населения, в воскресенье нас будили в 5.00. К завтраку мы уже в часть возвращались».
По жизни с музыкой
«После армии я поступил в педагогическое музыкальное училище, потом перевелся в училище культуры на хоровое отделение. С детства мечтал заниматься музыкой, играть на баяне. Отец старался меня языкам научить, а мне это не нравилось. То ли склонности не было, то ли таланта. Зато я охотно рисовал, пел и занимался спортом. Эти увлечения и определили всю мою жизнь».
Сообщите в редакцию, какой район Оренбурга запечатлен на фотографии. Воспоминания приветствуются. Ответы принимаются по тел. 77-63-95 в четверг, 7 июня. Самые интересные ответы будут отмечены призами.
Оренбург в 1960-х
Осенью 1961 года начал свою работу телецентр, впервые зажглись голубые экраны, и первый диктор Мария Таран поприветствовала оренбуржцев.
22 апреля 1963 года состоялось торжественное открытие памятника Ленину у Дома Советов.
В 1963 году театр музыкальной комедии переехал в новое здание, где располагается до сих пор.
В марте 1965 года состоялось открытие универмага «Восход».
В ноябре 1966 года на левом берегу Урала, неподалеку от города, на разведочной скважине №13, которую бурила бригада мастера Степана Дмитриевича Иванова, было открыто уникальное Оренбургское нефтегазоконденсатное месторождение.
В 1967 году открылся мемориальный комплекс «Вечный огонь». В этом же году установлен монумент в честь основания города на углу улиц Советской и Краснознаменной.
В 1969 году утвержден новый генеральный план строительства Оренбурга, разработанный московским институтом «Гипрогор», в котором предусмотрено развитие города в северном, восточном и южном направлениях.
В 1956 году в Оренбурге проживали 226 тысяч человек.
В 1969 году — 267 тысяч человек.
Каждый уголок знаком!
В №16 от 24.04.2018 г. мы предложили читателям узнать и описать городские объекты по старым фотографиям. Одной из первых своими предположениями поделилась жительница Оренбурга Светлана Петровна Ерополова. Она не только правильно определила, что изображено на фотографиях, но и поделилась своими воспоминаниями, которые возникли при рассмотрении снимков. Для получения приза от редакции просим Светлану Петровну позвонить по телефону 77-68-42 в рабочее время. Предлагаем читателям познакомиться с воспоминаниями С. П. Ерополовой. Это часть нашей общей истории.
1. Дом пионеров. «Мы с подружками бегали в Дом пионеров на кружки с Красной Площади. А родители чаще всего и не знали, какие кружки мы посещали, ведь все занятия были бесплатными. В 1970 году на месте Дома пионеров разместился городской загс, мы с мужем там зарегистрировали свой брак».
2. Мост через Урал. «Мост через Урал в 50-е годы был деревянный. Каждую осень его убирали, а весной возводили вновь. Строение было очень ненадежное, и однажды, когда на Троицу горожане массово шли в Зауральную рощу, мост не выдержал толпы и рухнул. Это было в 1959 году.
Многие тогда утонули. После этой трагедии было принято решение возвести каменный мост».
3. Перекресток проспекта Победы и улицы Маршала Жукова. «Водонапорная башня стояла тогда на самом краю города. За ней было только кладбище. На месте современной филармонии располагалась выставка достижений народного хозяйства, а на месте гостиницы «Оренбург» был ипподром».
4. Парковый проспект. «В 1950-е годы здание мечети отдали под планетарий. Каждый год нас водили туда на экскурсии. Основной вид транспорта в городе тогда был гужевой. Но улицы содержались в чистоте. Каждый извозчик убирал за своей лошадью.
Первый троллейбус в Оренбурге пустили в мае 1953 года. И мы с подружками в День пионерии, 19 мая, катались на нем весь день. Я целый рубль прокатала. Вечером из салона нас кондуктор выгнал».
Материалы полосы подготовила Людмила ЯКОВЛЕВА.