Семья важнее партбилета

4 глав 3 - Семья важнее партбилета

Всего несколько дней осталось до Дня семьи, любви и верности. Мы продолжаем рассказывать о супружеских парах, удостоенных за свои чувства специальной медали. Ее получат те, кто по примеру святых Петра и Февронии, остаются рядом в горе и в радости, умеют прощать и доверять. И хранят огонь семейного очага на радость детям, внукам и правнукам.

Вера Захаровна и Николай Дмитриевич Липовы из Соль-Илецка идут по жизни рука об руку уже 65 лет. И до сих пор не могут друг другом надышаться, налюбоваться, насладиться.  Они мечтают быть вместе еще много лет.
Вера Захаровна родилась в Оренбурге. Рано осиротела, воспитывалась в детском доме. После окончания школы за отличную учебу получила рекомендацию для поступления в Акбулакское педагогическое училище. А работать по специальности начала в семилетней школе села Ветлянка Буранного района. Молодая учительница преподавала деревенским ребятишкам уроки истории и конституции.
В 1950 году инициативная девушка стала вторым секретарем Буранного райкома ВЛКСМ, затем первым. С энтузиазмом бралась красавица-комсомолка за каждое новое партийное задание — поднимала целину, организовывала женские тракторные бригады, обустраивала жилье целинникам. А при необходимости и сама за руль трактора садилась, пахала, сеяла. Иногда ночью шла впереди трактора и фонарем путь ему подсвечивала, чтоб тракторист огрехи не допускал.
Тракторист и учительница
С Николаем Дмитриевичем, которого на деревенский манер все звали Колькой, Вера Захаровна познакомилась накануне наступления 1950 года.
— Мы тогда в школе елку наряжали. А так как настоящей елки не было, установили ольху. Ее и украшали игрушками, которые ребятишки смастерили из бумаги и газет. Николай подошел ко мне: кучерявый, скромный, аккуратный — все в моем вкусе. Не смогла отказаться от его робкого предложения проводить меня до дома, — вспоминает Вера Захаровна.
Николай Дмитриевич рассказывает, что Вера приглянулась ему сразу: ладненькая, живенькая и воспитанная!
Стали тракторист и учительница встречаться. Николай каждый вечер после работы летел к ней на свидание и всегда допоздна засиживался, чем вызывал недовольство своей матери.
Она тетрадки проверяет, к урокам готовится, а он сидит рядом и книги ей вслух читает.
— С ней даже молчать было хорошо. Я влюбился по уши, хотя на взаимность надежда была очень слабенькой. Ведь она — учительница, комсомольский лидер, а я кто?! Работяга с семью классами образования, — объясняет Николай Дмитриевич.
В апреле 1950 года парня призвали в армию. Разлука длилась четыре года и семь месяцев. Срок немалый. Но Вера Захаровна обещала ждать и свое слово сдержала.
О ней не было худых разговоров в селе. Это подбадривало солдата и помогало переносить тяготы воинской службы.
За успехи в боевой и политической подготовке Николая даже двухнедельным отпуском поощрили. Приехав домой, решил жениться. Мать отговаривала: «Колька, ты еще девчонок не видел, вот отслужишь, тогда и женись!» Однако сын не поддавался ни на какие уговоры.
И молодые все-таки подали заявление в загс. Только расписать их пообещали через месяц. Такая ситуация не устраивала солдата. Пришлось добиваться, чтобы исключение из общего правила сделали.
Расписались Вера Захаровна и Николай Дмитриевич в Буранном. И сразу из загса невеста уехала проводить комсомольское собрание в одном из дальних колхозов и только на следующий день домой вернулась.
— Меня не смущало, что в день свадьбы я дома один остался. Ни свадьбы, ни колец, ни невесты… Главное, что Вера стала моей женой.
По партийной дисциплине
Пока муж дослуживал, Вера Захаровна стремительно поднималась по карьерной лестнице. Поступила на заочное отделение в педагогический институт, вступила в партию, стала депутатом райсовета, народным заседателем, вела большую общественную работу по пропаганде идей коммунистической партии среди сельской молодежи. Николай, вернувшись из армии, набрался смелости и написал письмо в райком партии с просьбой освободить жену от занимаемой должности первого секретаря Буранного райкома комсомола. Но получил отказ и узнал, что его супруга незаменима.
Сама Вера Захаровна в ожидании мужа тоже писала заявление с просьбой о переводе ее в Ветлянскую школу. Но ее поставили перед выбором: семья или партийный билет. Спустя 65 лет Вера Захаровна признается, что выбрала семью. Благо, что секретарь парткома смягчился и не стал исключать из партии активную женщину только потому, что она хотела быть рядом с мужем.
Гордость в детях и внуках
Николай Дмитриевич после армии поступил учиться в Оренбург на машиниста тепловоза. Приехал как-то на выходные домой, а жены нет. Она в роддоме. Молодой отец пешком отправился из Ветлянки в Буранное в родильный дом — 28 километров туда и столько же обратно.
— Тогда не разрешалось разворачивать ребенка, но я ему все же показала в окно и ручки, и ножки. Посмотрел он на сына и назад домой пошел, — вспоминает Вера Захаровна.
Через четыре года у Липовых дочка Галя родилась. И снова главы семьи дома не было. Николай Дмитриевич как раз работал в Карагандинской области, куда получил направление после окончания школы машинистов. Первый раз дочку увидел, когда ей уже пять месяцев исполнилось.
Сейчас у Липовых трое внуков и двое правнуков. Бабушка с дедушкой могут рассказывать о них часами, перебирая фотографии.
Старший внук Андрей живет в Бразилии, в свои 35 лет он уже подполковник. Младший Алексей —
переводчик, работает в Испании. Семилетний правнук Алеша в спортивной школе занимается футболом. Маленькой Насте еще и трех лет нет. Внуки регулярно созваниваются с бабушкой. И даже из-за границы планируют приехать в августе на ее 90-летний юбилей.
Радости в мелочах
Супруги Липовы никогда не жили богато, зато всегда честно. Денег в долг не брали, с кредитами не связывались. На крупные покупки копили. Первым совместным приобретением были никелированные ложки и чайник. Потом купили шифоньер и стулья. А в шифоньер-то и повесить нечего было. Два пальто — вот и весь гардероб.
— Дом наш рядом с железнодорожными путями находился. Коля уйдет в ночную смену, а я покормлю дочку, уложу спать, а сама сажусь на стул напротив шифоньера и любуюсь до утра. Муж видит свет в окне, переживает, что беда случилась. А беды нет никакой. Это я шифоньером любуюсь, — рассказывает Вера Захаровна.
Во времена тотального дефицита Николай Дмитриевич часто в Москву ездил и всегда гостинцы семье привозил. Детям — сладости, а жене непременно флакончик духов «Красная Москва». Нина Захаровна и сейчас любит парфюм. Только теперь его дочка маме дарит.
Что написано пером…
Главная реликвия Липовых — пачка писем, которые Николай Дмитриевич писал своей возлюбленной из армии. Нина Захаровна хранит их до сих пор. До какого-то момента автор даже и не подозревал, что они лежат в укромном месте. Тетрадные листки, испещренные убористым почерком, рассказывают о зарождении любви, о развитии чувств. Каждое письмо начинается официально: «Здравствуй, Вера!»
Самое дорогое для супругов — первое письмо, написанное простым карандашом. Николай Дмитриевич писал его в дороге, когда ехал на место службы в армию в Азербайджан в апреле 1950 года. Начал писать сразу, как только сел в поезд, продолжал на остановках, стоя, прислонившись к стене вагона. Потом свернул в треугольник, написал адрес и опустил в почтовый ящик на маленькой станции. Думал, что не дойдет. А письмо дошло до адресата.
— Он не дожидался ответа, писал много и часто, — говорит Вера Захаровна. — Разве я могу эти письма выбросить? Никогда. Мне дорого все, что с Колей связано. Он мой защитник. Я его люблю.
Рука об руку
Веру Захаровну и Николая Дмитриевича можно частенько встретить на улицах Соль-Илецка. На своей «Калине» они и на рынок, и в магазины и просто по городу разъезжают, чтобы посмотреть, как он строится и развивается. В свои 88 лет Николай Дмитриевич с рулем не расстается.
Липовы все вместе делают: наводят порядок в квартире, стирают, готовят, книги читают, телевизор смотрят.
Ведь мечта Николая Дмитриевича уже почти сбылась. Большую часть времени супруга с ним проводит.
— У нее всегда на первом месте работа была. Она спала-то по 4-5 часов в сутки. Все учителя после уроков домой бегут, а моя Вера то учеников в соседнее село провожает, то с их родителями беседует, то на собраниях-заседаниях. Сложно быть мужем при такой активной жене, — жалуется Николай Дмитриевич.
Вера Захаровна и в свои 89 лет еще та общественница! Ее приглашают в школу на мероприятия. Ей звонят, чтобы посоветоваться, и она по-прежнему готова отдавать энергию и внимание окружающим людям. А на просьбы мужа подумать о себе, пожалеть себя — отвечает, что по-другому жить не может. Так уж ее в детском доме воспитали.

4 глав 2 2 150x150 - Семья важнее партбилета 4 глав 1 4 150x150 - Семья важнее партбилетаВера Захаровна и Николай Дмитриевич Липовы говорят, что семьи без ссоры и разлада не бывает. Секрет счастья состоит в умении прощать и слушать друг друга.

 

 

Вместе 65 лет
Андрей Васильевич и Зоя Сергеевна Суряковы, Светлинский район,
Николай Гаврилович и Екатерина Трофимовна Могилевы, Илекский район.

Людмила Яковлева.

Добавить комментарий