Трое в небе, не считая курсанта

Каждая трудовая династия — это не просто история. Это связь нескольких поколений, когда дети последовали примеру своих родителей в выборе профессии, а родители помогли детям найти свой путь в жизни. Родословная обязывает человека быть еще лучше. Доказательство тому- герои нашего информационного проекта: железнодорожники и строители, педагоги и врачи, пожарные и полицейские…

Три поколения мужчин семьи Алагузовых связали свои жизни с небом. И готовы делиться этой любовью и нести ее еще несколько столетий.
Родоначальником династии Алагузовых является старший штурман авиационной дивизии военно-транспортной авиации, заслуженный штурман Российской Федерации, полковник в отставке Марат Ескалиевич. Его сыновья Руслан и Игорь — тоже штурманы, как и отец. Внук Никита учится в Президентском кадетском училище г. Оренбурга и собирается поступать в Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов, которое окончили отец и дед.
Присяга Отечеству — раз и навсегда
Штурманы… Их еще называют «воздушными навигаторами», «мозгом авиации», «глазами пилота», и поражаются их математическим способностям. От этих специалистов во многом зависит благополучие экипажа в воздухе. Среди авиаторов есть даже такая шутка: «Кто такой летчик? — Персональный шофер штурмана!». И это подтверждается практикой.
Есть такая профессия…
Марат Ескалиевич родился в 1952 году в солнечной Бухаре Узбекской ССР. Родители часто гостили в Башкирии, и мальчуган не раз бывал проездом в Оренбурге. В те времена еще существовало легендарное летное военное училище, и Марат с восхищением следил за самолетами, проносившимися над городом. К окончанию школы он твердо решил поступать в оренбургскую «летку». Пришел в военкомат, написал заявление о направлении на учебу, однако сесть за штурвал в качестве пилота ему было не суждено — оказалось, что разнарядки в Оренбург нет, и парню предложили альтернативный вариант — Челябинское высшее военное авиационное Краснознаменное училище штурманов.
Военком не ошибся — Марат стал отличным штурманом, в совершенстве овладел тактикой боя, научился искусно управлять авиационной техникой и сдал все необходимые нормативы.
— Уже будучи курсантом я понял, что специальность «штурман» не менее интересная и сложная, чем «летчик». Работа, можно сказать, для интеллектуалов, — рассказывает Марат Ескалиевич. — Летчик военного самолета сидит за рулем, а штурман оперативно рассчитывает удар по цели. Причем на нем лежит огромная ответственность за безопасность полета, за выполнение определенной боевой задачи.
В небе нет указателей и навигаторов, которые прокладывают безопасный маршрут полета. Именно поэтому штурман должен быть асом в математике, уметь рассчитать и учесть силу ветра и множество других факторов. Именно от штурмана зависит выбор маршрута и маневров так, чтобы самолет пролетел по заданному курсу и в нужное время оказался в нужном месте. Штурман занимается вопросами боевого применения, то есть осуществляет разведку, воздушную съемку, выполняет бомбометание, пускает ракеты и стреляет.
В 1973 году Марат Ескалиевич окончил училище и получил распределение в поселок Серышево Амурской области. Служба на Дальнем Востоке оказалась нелегкой, —
непривычным для южанина был и суровый климат с сильнейшими морозами. Однако трудности только закалили характер. В военном городке Марат встретил и свою будущую супругу — красавицу Галину. Один за другим в их семье родились дети: Ирина, Руслан и Игорь.
Марат Ескалиевич прошел путь от штурмана самолета 3М до штурмана эскадрильи. В 1982 году
поступил в Высшую военную академию им. Ю. А. Гагарина в поселке Монино Московской области. Окончив ее, в 1984 году вернулся в Серышево, где дослужил до должности старшего штурмана авиационной дивизии дальней авиации. За свою летную жизнь Марат Алагузов освоил несколько типов военных и гражданских стратегических самолетов.
В 1990 году в Кремле получил почетное звание «Заслуженный штурман Российской Федерации».
Марат Ескалиевич рассказывает, что ему довелось облететь практически весь мир, повидать с воздуха около 30 стран.
— Мы охраняли границу нашей страны от Байкала до Северного полюса. Отслеживали авианосцы, которые выходили из Америки и шли на Филиппины, в Японию, Южную Корею. Летали на самолетах, предназначенных для бомбардировки крупных объектов. Случались, конечно, и катастрофы, несколько моих товарищей погибли, —
вспоминает Марат Ескалиевич.
В 1996 году Алагузова перевели в Оренбург на должность старшего штурмана авиационной дивизии военно-транспортной авиации. Здесь он освоил еще один самолет — Ил-76. В 1999 году закончил военную службу по возрасту в звании полковника.
Сын за отцом
Руслан Алагузов с ранних лет познал военный быт и чувство тревоги за отца, видел трудности профессии штурмана, понимал ее значимость. В детстве и зародилась у него мечта служить в авиации. С каждым годом эта мечта приобретала все более конкретные очертания. А когда отец взял сына с собой в кабину пилота, иной судьбы себе Руслан уже и не представлял. Часто ездил к отцу на работу, а после окончания школы поступил в Челябинское училище, которое окончил отец. Через несколько лет туда же поступил и его младший брат Игорь. Кстати, теперь это единственное учебное заведение в России, которое готовит офицеров-штурманов.
В 1999 году, после выпуска из училища, Руслан прибыл в Оренбург штурманом самолета Ил-76. Он и сейчас служит в полку военно-транспортной авиации. Побывал на всех материках, кроме Северной Америки и Австралии.
— Важно знать, что будни штурманов состоят не только из полетов. Мы постоянно учимся, сдаем экзамены и зачеты. Иначе нельзя — мы же за чужие жизни отвечаем и в небе, и на земле, — объясняет Руслан Маратович. Помимо решения своих стандартных задач, он занимается с молодежью, учит ребят использовать не только современное оборудование, но и старые дедовские методы. Кадровый офицер уверен, что компас и навигационная линейка не должны быть забыты. Именно эти приборы, а также знания аэродинамики, астрономии, геодезии и картографии могут подстраховать экипаж воздушного судна в чрезвычайных ситуациях.
Руслан Маратович признается, что штурманы не более суеверные, чем все остальные люди. Хотя, есть, конечно, у них некоторые неписаные правила. Они, например, никогда не фотографируются перед полетом, особенно на фоне самолетов.
Надежный тыл
Пока мужчины служат небу и Родине, их жены работают на земле, воспитывают детей, занимаются домашним хозяйством.
Супруга Руслана с пониманием относится к работе мужа. Они живут душа в душу уже много лет и воспитывают двух сыновей.
— Читала где-то изречение: вышла замуж за военного, как за привидение. Придет ночью, кастрюльками погремит, а утром его уже нет! — смеется Елена Алагузова. — Вот и у нас так. Но мы привыкли, живем дружно.
С мечтой о небе
Сын Руслана и Елены свою карьеру в авиации решил начать с оренбургской «кадетки». Родители на выборе профессии не настаивали, но папа и дедушка решение одобрили. Мама тоже смирилась — нельзя у сына мечту отнимать. Сейчас Никита оканчивает первый курс Оренбургского Президентского кадетского училища. Мужественно переносит все трудности, развивает выносливость и тренирует силу воли. Перед поступлением в «кадетку» мальчик занимался плаваньем и настольным теннисом. Сейчас много времени проводит на учебных тренажерах. Родители отмечают, что сын окреп и изменился в лучшую сторону, стал более собранным и ответственным.
Выбор Никиты еще больше сблизил три поколения Алагузовых. Все чаще короткие часы, на которые курсанта отпускают в увольнение, семья проводит у дедушки Марата. Штурман в отставке рассказывает внуку о полетах на дальние расстояния, вместе с ним наблюдает за самолетами, которые поднимаются в небо с оренбургского аэродрома.
В августе глава семейной династии собирается в Челябинск на встречу выпускников. В этом году офицеры будут отмечать 45-летие со дня окончания авиационного училища.
— Небо для нас, Алагузовых, как в песне поется, — родимый дом. Сыновья выбрали правильную профессию. А теперь подрастают внуки. И тоже мечтают о небе, — с гордостью говорит Марат Евкалиевич.

Общий стаж династии штурманов Алагузовых 73 года.

Ирина ФООС.

Добавить комментарий