С 26 сентября вступает в силу новый закон №167-ФЗ, признанный обезопасить счета клиентов от кибермошенников. Теперь банки вправе блокировать операции и карты граждан. О том, как это будет происходить, «ОС» рассказывает управляющий Отделением по Оренбургской области Уральского главного управления Банка России Александр Стахнюк.
— Александр Васильевич, есть опасения, что с вступлением закона банковские карты будут блокироваться по любому поводу. В каких случаях это действительно может произойти?
— Прежде всего речь идет не столько о блокировке карт, сколько о приостановке подозрительных транзакций и заботе о сохранности денег клиентов. Если банк заподозрит, что операция совершается без согласия клиента, он может приостановить перевод средств и заблокировать само средство платежа — банковскую карту, онлайн-банк или электронный кошелек, которые, по мнению банка, оказались в руках мошенников. Банк заблокирует транзакцию на срок до двух рабочих дней и направит запрос о подтверждении операции клиенту. Если разрешение клиента будет получено, банк проведет операцию. Если же банк не сможет связаться с клиентом, его транзакция будет разблокирована через два дня. Однако нужно быть осторожным: если под предлогом разблокировки карты вас просят сообщить данные карты (пин-код, CVV-код, код из СМС с подтверждением), это, скорее всего, мошенники. Ни сейчас, ни после 26 сентября работники банка ни при каких условиях не станут спрашивать у клиента данные платежной карты. Необходимо помнить, что звонить в банк нужно только по телефону, который значится на оборотной стороне карты или в договоре с банком. Кстати, банки для связи с клиентом могут использовать разные средства: не только телефонный звонок, но и СМС, и электронную почту. Способ связи обычно прописан в договоре.
— А как банки будут определять сомнительность операций?
— Перечень подозрительных операций устанавливается Банком России и публикуется на официальном сайте www.cbr.ru.
Кроме того, кредитные организации получат право самостоятельно дополнять список своими признаками несанкционированных переводов, исходя из платежного поведения клиентов.
— Как подобная система работала до нововведения?
— Банки и раньше могли приостанавливать подозрительные операции, но это было их право, а не обязанность, и они не всегда использовали этот механизм. Теперь правовые основания для противодействия кредитных организаций несанкционированным операциям установлены законодательно. Досконально прописаны механизм работы и ответственность. А для обеспечения защиты информации Банк России будет вести базу данных о случаях и попытках осуществления переводов без согласия клиента. В свою очередь операторы по переводу денежных средств, операторы платежных систем, операторы услуг платежной инфраструктуры обязаны направлять в Банк России информацию обо всех случаях и попытках осуществления мошеннических переводов. Иными словами, Банк России будет следить за тем, сколько денег пытались вывести, сколько вывели, и главное — сколько вернули клиенту.
— Возвращают ли банки клиентам украденные с карт деньги? В каких случаях это не происходит?
— Случаи хищения денежных средств при наличии заявления разбирают службы безопасности коммерческих банков и правоохранительные органы. В соответствии с федеральным законом о Национальной платежной системе банк обязан вернуть средства, списанные с карты без ведома клиента, но только, если списание произошло не по его вине. Мы не устаем говорить об элементарных правилах безопасности при использовании безналичных платежей: не сообщать никому личную конфиденциальную информацию о карте. Но случаев, когда люди сами сообщают данные карты преступникам, не становится меньше. Существует такое явление, как фишинг, суть которого — в выуживании различными способами подобной информации. Мошенники прибегают к разным уловкам, используя при этом социальные сети, СМС, отправляют ссылки на вредоносные программы, которые могут украсть с телефона или компьютера данные о карте. Поэтому главный совет — быть бдительным, совершая любые операции с денежными средствами.
— Что делать, если деньги с карты украли?
— Если списание произошло по вашей неосторожности, то в первую очередь позвоните в банк и заблокируйте карту. Запросите выписку по счету и напишите заявление с несогласием операции и обратитесь с заявлением в полицию.
Александр Стахнюк: «Банк России обязал банки защищать деньги клиентов от кибермошенников, и теперь кредитные организации будут внимательнее отслеживать подозрительные транзакции. Главная цель изменений — снизить рост числа несанкционированных операций, совершенных с использованием систем дистанционного банковского обслуживания, а также предотвратить потери средств с банковских счетов банков и их клиентов».
Беседовала Ирина ФООС.