Вся история предприятия — в музее

6 глав 1 - Вся история предприятия - в музее

В год празднования 90-летия на производственном объединении «Стрела» возрожден музей. Для этой цели выделено и отремонтировано большое помещение в административном корпусе, обновлены экспонаты.
Основу экспозиции составили фотографии, архивные документы, макеты изделий, книги, фотоальбомы, правительственные награды и другие свидетельства славной истории предприятия. Все это наглядно рассказывает о том, как был создан завод, как он развивался и совершенствовался, какое оборудование производил. Целый зал посвящен людям, которые внесли значительный вклад в становление предприятия. Это лучшие труженики, коллективы и руководители предприятия, Герои Социалистического Труда.
Некоторые экспонаты по-настоящему уникальны. Например, инструменты, привезенные в Оренбург рабочими ленинградского завода №47, пожелтевшая подшивка газеты «Сталинский путь», кусочек блокадного хлеба.
Макеты самолетов и ракет рассказывают о вкладе работников ПО «Стрела» в развитие авиации и освоение космоса.
Двери музея открыты для всех желающих. Экскурсии организовываются по предварительным заявкам.
— Наше предприятие активно развивается, мы движемся вперед, совершенствуя технологии. Но, строя будущее, нельзя забывать о прошлом, так как оно является неотъемлемой частью нашей истории, — объясняют руководители ПО «Стрела».

Страницы истории

90 лет трудовых побед

В конце сентября одно из старейших оборонных предприятий страны, ПО «Стрела», отметит свой славный юбилей.
История предприятия берет свое начало в Ленинграде. Именно там в 1925 году была создана ремонтно-авиационная мастерская (РАМ-3) по ремонту самолетов и моторов. Спустя три года, РАМ-3 преобразовали в авиаремонтный завод №47.
В 30-е годы предприятие налаживает тесное сотрудничество с конструкторским бюро главного конструктора Александра Яковлева. Его самолеты АИР-6, УТ-1, УТ-2 несколько лет выпускались ленинградским заводом №47. На них прошли подготовку тысячи летчиков, многие из которых впоследствии были удостоены высоких наград за боевые заслуги.
В первые месяцы Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в Чкалов (ныне Оренбург). Свыше 3 600 работников предприятия вместе со своими семьями, шесть эшелонов оборудования, материалов, деталей прибыли в глубокий тыл.
Трудно поверить, но в годы войны на заводе каждый день собирался один новый летательный аппарат. Всего за период 1941-1945 годов было выпущено 1595 единиц авиационной техники, в том числе самолеты УТ-2, УТ-2М, истребители Як-1, ближние бомбардировщики Як-6 конструктора Яковлева и транспортные самолеты Щербакова Ще-2.
После Победы на заводе №47 в Оренбурге стали выпускать спортивные планеры Ан-1, Ан-2, Як-14, десантные планеры Ц-25, ночные бомбардировщики По-2, наладили выпуск штурмовиков-бомбардировщиков Ил-10М.
В первой половине 50-х годов завод освоил серийное производство вертолетов Ми-1 и беспилотных самолетов-снарядов КСС.
К началу 60-х годов завод сформировался как мощное предприятие, располагающее крупными производственными площадями и квалифицированными кадрами. В это время началась активная стройка жилья для заводчан. Один за другим сдавались дома на ул. Челябинской, — так раньше назывался проспект Победы. Предприятие построило санаторий-профилакторий «Чайка», Дворец спорта «Пингвин» и Дворец культуры «Россия». В строительстве всех объектов заводчане принимали самое активное участие.
17 июня 1961 года Указом Правительства Верховного Совета СССР авиационный завод №47 за успешное выполнение заданий по созданию специальной техники награждается орденом Трудового Красного Знамени. В октябре этого же года предприятие было переименовано в Оренбургский машиностроительный завод и перешло с авиационного на ракетный профиль производства. В течение тридцати лет Оренбургский машиностроительный завод выполнял заказы на изготовление баллистических одноступенчатых ракет средней дальности, межконтинентальных баллистических ракет, противокорабельных ракет морского базирования.
Особое место в истории развития машзавода занимает выпуск беспилотных самолетов-мишеней ЛА-17. Их производство продолжалось с 1962-го по 1992 год.
В 1971 году предприятие было награждено орденом Ленина.
В 1968-1969 годах Оренбургский машиностроительный завод участвовал в работах по изготовлению технически сложных изделий — блоков автоматических станций, спроектированных в конструкторском бюро им. Лавочкина и предназначенных для изучения Луны, Марса и Венеры. За выполнение заказа по космическим станциям сто работников предприятия были отмечены государственными наградами.
7 апреля 1986 года Оренбургский машиностроительный завод был преобразован в производственное объединение «Стрела». На смену благополучным 80-м годам пришли лихие 90-е. Оборонные предприятия страны оказались в кризисной ситуации. В 1994 году Постановлением Правительства РФ государственный оборонный заказ был полностью снят. Руководство ПО «Стрела» предпринимало неимоверные усилия, чтобы сохранить костяк коллектива, выжить в тяжелой экономической обстановке.
С 1999 года ПО «Стрела» участвует в программе совместного российско-индийского производства сверхзвуковых крылатых ракет. Именно этот международный проект стал отправной точкой для возрождения предприятия.
Сегодня для ПО «Стрела» нет невыполнимых задач. Пережив кризисные годы, завод возобновил работу и вышел на новый виток развития. Как и в прежние годы, он выполняет задачу укрепления обороноспособности страны. Растут объемы производства, расширяется перечень продукции. Наряду с производством серийной техники, начато освоение современных образцов сверхточной, высокоэффективной техники, аналогов которой пока в мире не существует.

Из первых уст

«Это был адский труд!»

Петр Николаевич Мурашкин, один из ленинградцев, приехавших с заводом в Оренбург в 1941 году:
— На завод №47, так тогда называлось производственное объединение «Стрела», я прибыл 17 июня 1941 года после окончания школы фабрично-заводского обучения в Витебске. Через пять дней началась Великая Отечественная война. Но завод ни на минуту не прекращал свою работу. В связи с угрозой блокады Ленинграда в июле 1941 года началась погрузка станков, материалов и деталей в эшелоны. Завод готовили к эвакуации в экстренном порядке. Рабочим приходилось непросто. Никакой техники, кроме единственной лебедки, станки приходилось затаскивать в вагоны по доскам, смазанным маслом.
Из Ленинграда завод уезжал под постоянными бомбежками, по разбитым путям. Последний, шестой, эшелон покинул осажденный город 17 августа 1941 года.
Ехали долго, спали на нарах, расположенных в три этажа. В Оренбурге первое время жили в палатках, сбитых из фанеры прямо на поле рядом с перевезенным имуществом. Целыми днями вручную носили снаряжение, станки, материалы… Наиболее габаритные грузы порой цепляли к верблюдам.
Первым открыли литейный цех. Открыли — это громко сказано! Даже крыши не было, только стены стояли. Первый станок так и запустили прямо под открытым небом. Но 25 октября 1941 года эвакуированный в Оренбург завод №47 начал выпускать первую продукцию, в которой так нуждался фронт.
Рабочие трудились от темна до темна. В 1943 году, когда положение на фронте стало критическим, предприятие перешло на казарменное положение: люди приходили на работу в понедельник и уходили вечером в пятницу. Ничего не было: ни мыла, ни одежды, ни постельного белья. После приезда выдали всем по комплекту спецодежды, так в ней и проработали всю войну. Валенки носили одни на двоих: ты идешь на работу — сменщик дома сидит, потом меняешься.
Питание тоже было очень скудным. Есть хотелось все время. Но мы выдержали все трудности.

От редакции
После войны многие рабочие, прибывшие в Оренбург из Ленинграда, вернулись в родной город. Петр Николаевич Мурашкин остался жить и работать в Оренбурге. Здесь он женился, вырастил детей, и всю жизнь посвятил родному заводу. Более 40 лет он проработал на предприятии. Был сварщиком, плотником, мастером-инструктором.
Петр Николаевич Мурашкин — ударник коммунистического труда, отличник соцсоревнования. Его руками был сделан первый фонтан у Дома Советов в Оренбурге, первый блестящий шар с надписью «Европа — Азия» на стеле, установленной в Зауральной роще.
В августе П. Н. Мурашкин отметил 95-летие, но и сегодня принимает участие в заводских мероприятиях, работает в Совете ветеранов предприятия. Он полон сил и жизнелюбия.

Материалы полосы подготовила Ирина ФООС.

Добавить комментарий