Пить или не пить?

В селе Воскресеновка Октябрьского района проведен новый водопровод. Современные коммуникации обещают служить не менее полувека. Однако повод для радости есть не у всех. Несколько домовладений остались без воды из-за отсутствия возможности внести установленную плату.
Село Воскресеновка входит в состав Нижнегумбетовского сельсовета и считается неперспективным. Там нет школы, ФАПа, дорог. Всего три улицы и в общей сложности около семидесяти дворов. Основное население — пенсионеры. Когда впервые в Воскресеновке был проведен централизованный водопровод, не помнят даже старожилы. Он отработал свой ресурс с лихвой и с почестями отправлен на свалку истории.
Новую водную артерию в селе начали прокладывать в июле по проекту «Народный бюджет». За счет казенных средств была произведена замена более двух километров железных труб на пластиковые, установлены новые колодцы и гидранты. А вот подвод воды к каждому домовладению жителям обошелся в копеечку. Платить пришлось не только за трубы, фитинги, хомуты…, но и за рытье траншеи. Своего экскаватора в Нижнем Гумбете нет. Технику арендовали в райцентре либо в соседнем районе. Работа землекопов стоила от 1000 рублей за час, либо по 300 рублей за метр. Суммы выходили немаленькие и зависели от расстояния между центральной трубой и домом. Эту проблему каждый решал, как мог.
Например, баба Шура Славкина провела воду в дом за 22 тысячи рублей. От колодца ее отделяет лишь палисадник шириной около пяти метров. Чтобы сэкономить на земляных работах, 87-летняя бабушка наняла помощников, которые вручную прокопали ей траншею для прокладки водопровода. Коммуникации в дом проводил внук бабы Шуры. За свой счет пожилая женщина приобретала и трубы, и необходимые комплектующие.
— А чтобы закопать траншею, с меня потребовали еще 7000 рублей, иначе присоединять отказывались. Деваться некуда! Заплатила, — рассказывает Александра Славкина. — Но никакой квитанции об уплате не дали.
Незапланированные траты
Пока в селе прокладывали новый водопровод, старый действовал. Но как только работы были закончены, все, кто не присоединился к новой водной артерии, остались без воды. С 9 сентября «сухие» дни наступили для семи воскресеновских семей. В их числе Анна Белкина, которая воспитывает четверых несовершеннолетних детей. Шесть человек и большое хозяйство — 10 коров, 23 свиньи, домашняя птица — остались без воды.
— У нас не было денег, чтобы заплатить за врезку. К тому же к дому от колодца идут новые пластиковые трубы, которые эксплуатировались всего три года. Мне не нужно было их менять. Необходима была только переврезка наших труб, причем бесплатная. Ведь производилась замена водопровода, а не первичное подключение, — объясняет Анна Белкина. — Но нам отказали в подключении. Теперь договор на поставку воды от ресурсоснабжающей организации у нас есть, а воды нет.
В поисках справедливости многодетная мать «нажила» конфликт с местной администрацией и с ООО «Родничок», которое занималось прокладкой нового водопровода. За защитой своих прав женщина обратилась в прокуратуру. Между тем вопрос с водоснабжением семья решила самостоятельно. Зарезали поросенка, продали мясо, на вырученные деньги купили насос и в рассрочку пробурили скважину. Теперь Белкины ни от кого не зависят в вопросе водоснабжения. Вот только за бурение скважины еще не один месяц предстоит рассчитываться. А для этого скотину резать и продавать, которую для обеспечения детей продуктами, одеждой и обувью выращивали.
«Золотая» скважина
Ирина Сирко вместе с мужем воспитывает троих детей. Старшей девочке 15 лет, а младшему опекаемому ребенку три года. Во дворе Сирко теперь тоже гудит насос. На днях они тоже вынуждены были пробурить скважину, теперь прогоняют ее, потому что на первых порах вода идет с песком. За замену водопровода Сирко должны были заплатить 12 тысяч рублей.
— Это больше, чем наш ежемесячный семейный бюджет. Мы хотели оформить рассрочку, но нам отказали. Хотели своими силами подключиться к центральной трассе, но нам пригрозили штрафом в размере 9 000 рублей, — рассказывает Ирина Сирко. — Вот и решили сдать скотину и обеспечить себя водой самостоятельно. Теперь нам не нужны ни счетчики, ни экскаваторы, ни шабашники. Правда, водичка вышла золотой.
Где брать воду?
Дорога к дому Раисы Шипиловой в настоящее время похожа на полосу препятствий из-за того, что рядом прокладывали новый водопровод. Земля местами осела. Образовались ямы, которые во время дождя заполняются водой на радость уткам и гусям. Женщине 61 год. Она живет одна. Воду в дом никогда не проводила, пользовалась уличной колонкой. Сейчас такой возможности нет. Раиса Шипилова ходит с ведрами за водой к односельчанам, живущим на соседней улице. Говорит, что два ведра ей на день хватает.
— Купаюсь в тазике. Для стирки, мытья и огорода, конечно, воды нужно больше, — говорит Раиса Шипилова. — Где буду брать воду, не знаю. Ведь милость соседская не бесконечна, у всех стоят счетчики.
Жители Воскресеновки, пересчитывая односельчан, которые остались без воды, вспоминают и об инвалиде-афганце Николае Миляеве. Мужчина после отключения старого водопровода вынужден был ходить за водой на речку Гумбетку. Сейчас, по словам соседей, он уехал в другое село, там его приютили знакомые.
Все на равных
Глава администрации Нижнегумбетовского сельского совета Сергей Тясин в курсе событий, которые происходят во вверенном ему селе. Он уже несколько месяцев разбирается с проблемой обеспечения водой жителей Воскресеновки. Когда материал готовился к печати, Сергей Тясин сообщил, что многодетную семью Белкиных подключили к водопроводу бесплатно.
— Вообще, на сходе граждан решили, что подвод к домам будет производиться за счет собственников. Никаких льгот при этом никто не имеет. Все на равных, — объясняет глава Нижнегумбетовского сельсовета. — Нет у нас возможности льготы кому-либо предоставлять.
Сергей Тясин уверен, что в отсутствии воды сельчане сами виноваты. Надо было изыскать средства и подключиться к водопроводу. Ведь теперь в селе нет ни одной колонки. Старые срезаны и законсервированы, а новые техническим проектом не предусмотрены.
— Колонки убыточны для бюджета. А люди, они сегодня здесь живут, а завтра в другом месте, — говорит представитель местной власти.

Колонки в селе Воскресеновка теперь отсутствуют. Колодцы накрыты брезентом и шифером. В администрации муниципалитета объясняют, что это вызвано долгами сельчан, которые не платили за пользование колонками и не следили за их состоянием.

 

 

 

 

Людмила Яковлева.

Добавить комментарий