Финансовые услуги под особым контролем

8 подв - Финансовые услуги под особым контролем

Реклама финансовых услуг, связанных с привлечением и размещением денежных средств юридических и физических лиц вызывает много вопросов как у клиентов, так и у надзорных органов. На самые актуальные из них отвечает заместитель руководителя Оренбургского УФАС России Людмила Полубоярова.
— Людмила Юрьевна, каким требованиям должна соответствовать реклама финансовых услуг?
— В первую очередь, общим требованиям: реклама должна быть добросовестной, достоверной и не вводить потребителя в заблуждение. Особенности рекламы именно финансовых услуг и финансовой деятельности отражены в статье 28 закона о рекламе.
— Оренбургское УФАС России иногда признает рекламу финансовых услуг ненадлежащей из-за использования мелкого шрифта. Закон о рекламе устанавливает требование к размеру шрифта?
Конкретных требований закон не содержит, однако данное обстоятельство не позволяет сделать вывод о том, что размер шрифта может быть любым.
В соответствии с законодательством, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Более того, исходя из понятия рекламы, она предназначена для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без особых усилий и применения специальных средств. Таким образом, выполненные мелким шрифтом сведения о финансовой услуге могут быть не доведены до неопределенного круга лиц надлежащим образом и потребитель, фактически не получивший предусмотренную законом информацию, введен в заблуждение. В итоге формальное присутствие в рекламе каких-либо условий, выполненных мелким шрифтом, может рассматриваться как их отсутствие, а действия рекламораспространителя признаны недобросовестными.
— Недавно один из крупнейших банков был оштрафован за недобросовестную рекламу финансовых услуг посредством смс-сообщений. Что в этом случае устанавливает закон о рекламе?
Распространение рекламы по сетям электросвязи допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение информации. Автоматическая рассылка не допускается. В случае отсутствия согласия абонента на получение информации рассылка является нарушением. Следует отметить, что на сервис WhatsApp требования закона о рекламе не распространяются, поскольку, скачивая приложение на мобильный телефон, человек автоматически дает согласие на получение различной информации.
— Какие нарушения чаще всего встречаются при рекламе финансовых услуг?
В антимонопольный орган чаще всего поступают заявления об указании высоких процентных ставок в рекламе по привлечению денежных средств. Поясню, что Центральный банк РФ утверждает базовый стандарт, в соответствии с которым ставки рассчитываются с учетом ключевой ставки Банка России. Согласно закону, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности не может быть определена на момент заключения соответствующего договора. Это ограничение позволяет не вводить потребителя в заблуждение и избегать необоснованного преимущества среди конкурентов, так как финансовая организация может не достигнуть заявленных показателей.
— На что потребителю нужно обращать внимание в рекламе финансовых услуг, чтобы потом не оказаться в неприятной ситуации?
В первую очередь, на наименование микрофинансовой организации и организационно-правовую форму. Организация должна иметь лицензию, аккредитацию и состоять в государственном реестре микрофинансовых организаций. Второе основное правило — обращать внимание на все условия, под которыми предлагается услуга: процентная ставка, валюта, срок и др. Юридическим лицам-рекламодателям необходимо тщательно выбирать способ подачи информации, ориентируясь не только на требования законодательства, но и на нормы морали и этики.

Людмила Полубоярова: «Гражданам следует постоянно повышать свою финансовую грамотность, чтобы принимать правильные решения и оценивать их последствия при подписании договоров займа».

Подготовила Инга Прохорова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *