Чехам нравится Оренбуржье

17 глав 1 - Чехам нравится Оренбуржье

Группа ученых из Чехии побывала в Оренбургской области. О цели своего визита читателям рассказывает руководитель группы — доктор философии, сотрудник Объединенного научно-исследовательского института Пражского университета и Чешской академии наук Петр Покорны.
— Чем привлекает европейцев Оренбуржье?
Мы все работаем в Пражском университете и Академии наук Чехии, занимаемся исторической экологией. Изучаем четвертичный, ледниковый, послеледниковый периоды и голоцен — современный период. Увлекаемся историей природы, археологией. Приехали в Оренбуржье, чтобы изучать природу Южного Урала, потому что она, по нашему мнению, очень похожа на природу, которая была около 5 000 лет назад в Средней Европе, где мы живем. По Оренбуржью проходит граница между Европой и Азией. Здесь самая восточная зона распространения деревьев, таких как дуб, липа. А дальше на восток — уже тайга. Природа здесь почти как в Европе, но влияние человека на нее намного меньше, чем у нас. Очень важно изучать эти дикие места, природу без влияния человека, охоты и так далее. Наши коллеги из университета уже были здесь, занимались научной работой, и они нам рассказывали о том, что видели. Это было лет десять назад, другая группа приезжала лет семь назад. То, что они здесь нашли, нам было очень интересно. Хотелось приехать и увидеть все своими глазами. Это важно для нашей работы, потому что здесь можно увидеть феномены, которые мы изучаем. Например, как пастьба влияет на распространение разных растений. Существует теория, что, если бы пастьбы не было, дуб не рос бы в европейских лесах или его было очень мало. У нас, в Средней Европе, это трудно изучать, потому что там влияние человека на природу идет с неолитичного периода, уже 6-7 тысяч лет. И там постоянно большая плотность населения. Поэтому трудно сказать, что есть влияние человека, а что —
естественный процесс.
— Как вы добирались до нашего региона?
— Прилетели из Праги в Уфу. Потом на автобусе доехали до Зилаира, оттуда пешком шли восемь дней на юг, почти до Кувандыка, это примерно 200 километров. Через горы, по самым диким местам, возле заповедника вдоль Зилаирского плато и почти до самого конца гор. Для меня и некоторых коллег эта поездка — рабочая, а двое потратили на нее свой отпуск.
— Чем удивило вас Оренбуржье?
Феноменами природы. Например, леса очень резко изменяются на маленьком расстоянии! Мы прошли всего километров двести. И на этом участке чистая тайга сменилась лесами европейского типа, а потом степью. На двухстах километрах — три огромные природные группы. У нас такого не встретишь. Еще удивило огромное количество брошенной земли. Видимо, раньше здесь занимались скотоводством, а теперь поля пустуют.
Очень понравились продукты. Все натуральное и вкусное. Такого молока, каким нас угощали в Оренбуржье, мы никогда не пробовали! Люди здесь очень гостеприимные. Мы, чехи, — славяне, но мы почти как немцы, важные и закрытые… Здесь люди рады поговорить, даже песни спеть могут!
— Как в Чехии относятся сейчас к нашей стране?
Хорошо. Мы очень близки с русскими. Люди просто мало знают другой народ. Отпуск в России почти никого не привлекает. Все стремятся в Испанию, Италию — там море, тепло. Жаль, что у нас сейчас популярно сотрудничать с США, с немцами, потому что там крупные проекты, деньги… А для нас важно приезжать сюда и изучать природу, читать научную литературу на русском языке. Наука в России очень развита всегда была и до сих пор это так. Россия — огромная страна, здесь много интересного. Хотелось бы посмотреть еще Камчатку, Полярный Урал, Байкал…

Ученые из Чехии оказались в Оренбуржье проездом по пути в Казань на международную конференцию.

Подготовила Инга Прохорова.

Добавить комментарий