Жительница села Ефимовка Курманаевского района Полина Гридасова лепит миниатюрные пельмешки, катает лапшу, консервирует овощи, расчищает дорожки от снега… И все одной левой. Правой руки у нее нет. Правой ноги у Полины тоже нет.
Жизнь молодой красивой женщины разделилась на «до» и «после» 1 июня 2012 года. В 3.33 она в бессознательном состоянии была доставлена бригадой скорой помощи в Коломенскую центральную районную больницу с автотрассы Москва — Саранск. Диагнозы не оставляли шансов на жизнь: перелом позвоночника, перелом основания черепа, раздробленные кости правой руки и правой ноги. Больше суток длилась операция. Хирурги сменяли друг друга. Сначала пытались собрать по кусочкам руку и ногу, потом поняли, что конечности сохранить не получится, решили ампутировать. Четверо суток Полина находилась в коме. Когда пришла в себя, увидела, что руки и ноги нет.
— Хорошо, что коленку оставили, — подумала тогда Полина. — Протез будет легче подобрать.
Но через пять дней отрезали и коленку.
***
Осознание собственной беспомощности никак не вязалось с ней, сильной, активной, яркой женщиной. 18 лет Полина Гридасова возглавляла Дворец культуры в Ефимовке, вела свадьбы и юбилеи, выступала с сольными номерами на концертах разного уровня. В какой-то момент ей стало тесно в небольшом селе. Вместе с мужем она уехала вслед за дочкой в Москву. Мечтать и планировать жизнь в столице не стеснялась и не боялась. Бралась за любую работу и не сомневалась, что впереди успех, яркие впечатления, новые знакомства и полное благополучие. Энергии было столько, что и родственников зарядить хватало. Не зря же Полина смогла убедить сестер поехать на машине в Мордовию, на мамину родину, где не была 30 лет. И приурочили поездку к Троице — великому православному празднику…
***
Врачи говорят, что она сама себя с того света вытащила.
Сначала там, на ночной трассе, когда автомобиль на полной скорости врезался в кучу песка, оставленную дорожниками и не обозначенную знаками. Полину выкинуло из машины прямо на проезжую часть. Она пришла в сознание и попросила остановившихся у места аварии водителей перекрыть движение. Боялась, что несущиеся в темноте автомобили переедут ее. К Полине прислушались, но перегородить дорогу не успели. Один из лихачей проехал по лежащей на асфальте женщине.
Потом в карете скорой помощи объясняла молоденькому фельдшеру, что нужно сделать, чтобы она не умерла от потери крови.
И уже в больнице, после сложнейших операций и тяжелейшей комы поражала всех, кто находился рядом, желанием жить, несмотря на увечья. А как иначе?
***
Первое, что Полина попросила у дочери, когда смогла разговаривать, — зеркало. Это было через месяц после аварии. Увидев черное лицо, обезображенное швами и гематомами, потребовала косметичку. Однако макияж сделать не смогла: мешал громоздкий ошейник из гипса, да и левой рукой наносить на лицо пудру и красить глаза было неудобно и непривычно. Это заставило тренировать руку. Попросила родственников принести много тетрадей и ручку. Начала учиться писать. Медик по первому образованию, она знала, что это лучший способ развить мелкую моторику и координацию движений. Много тетрадей перепортила корявыми несуразными буквами, но добилась-таки своего. И к моменту выписки из больницы писала ровным каллиграфическим почерком, могла нанести макияж и сделать прическу. На прогнозы врачей «будет овощем», «не сможет подняться», «впадет в депрессию» внимания не обращала. Точно знала, что Бог сохранил жизнь не просто так. Значит, есть у нее особая миссия. И она обязана оправдать это оказанное свыше доверие.
***
В родную Ефимовку Полина Гридасова вернулась, лежа на надувном матрасе на заднем сиденье автомобиля. Но жалеть себя с первых дней никому не позволяла. Превозмогая боль и отчаяние, осваивала инвалидную коляску, которая никак не хотела двигаться, кружа на одном месте из-за однобокого управления. Освоила. Попросила мужа убрать пороги, расширить дверные проемы и… поехала на кухню печь блинчики. Первые несколько десятков штук, конечно, комом получились. Но она не выпустила из руки сковороду до тех пор, пока на столе не появилась горка кружевных ароматных тончайших блинчиков.
Следующим этапом тренировки были пельмени.
— Раньше у меня не было времени, потому я лепила большие пельмени. Теперь времени предостаточно, есть возможность не спешить и уменьшать размер до величины голубиного яичка, — мотивировала себя Полина и замешивала все новую и новую порцию теста.
Пока 700 миниатюрных пельмешков налепила, огурцы на огороде выросли. Успеть надо в банки закатать маленькие и ровненькие. Успела.
За лапшу принялась. Ведь сидеть дома и покупать лапшу в магазине — это преступление! Самой катать надо! Да не на одном яйце, а на десяти. Чтоб уж вдоволь было! И с этой задачей справилась. И все другие тоже осилила. И с протезом для ноги управляться научилась. Пристегивает и отстегивает с такой же скоростью, как солдат автомат разбирает. Когда тело в кровь не растерто… Если растерто, то подольше повозиться приходится.
А вот с протезом для руки проблема. Из-за ущемления нервов во время операции пластиковую руку Полина даже для красоты не всегда пристегнуть может. Острой болью откликается тело на соприкосновение с твердой поверхностью, как будто тысяча иголок одновременно пронзают. Через несколько недель после экстренной операции хирурги пытались исправить свои ошибки. Но безуспешно. Тогда ведь наскоро все сшивали, уверенные, что женщина не выживет …
***
— В католицизме семь смертных грехов, а в православии — восемь. Восьмой смертный грех в нашей религии — уныние. Грешить я не хочу, потому и не унываю, — объясняет Полина.
Да и унывать-то ей некогда. Большой дом нужно содержать в порядке, за огородом ухаживать, гостей встречать, разные вкусности готовить, маленькую внучку Сашеньку нянчить. А еще и для себя время необходимо найти. Не только внешнюю красоту наводить: маникюр, макияж делать, платья новые шить… Но и о духовном развитии забывать нельзя. Полина много читает, рисует, слушает музыку, разучивает новые песни, следит за новостями и не перестает удивляться, почему здоровые люди, у которых на месте все части тела, жалуются на жизнь, ссорятся, запускают и опускают себя внешне и внутренне.
В общем, назвать Полину Гридасову инвалидом даже в Международный день инвалидов язык не поворачивается. Сочетание «человек с ограниченными возможностями» тоже не про нее. Она — человек с неограниченными возможностями. Который одной левой укладывает на лопатки всех нас, с руками и с ногами. И ежедневно доказывает окружающим, что жить можно и нужно интересно в любом состоянии. Хотя нет, она никому ничего не доказывает. Полина Гридасова просто живет и наслаждается каждой минутой, отпущенной ей Богом. Цену этим минутам она знает теперь лучше других.
***
В марте Полине исполнится 49 лет. И она не хочет смириться только с одной несправедливостью: почему медицинские чиновники считают, что невозможно управлять автомобилем без правой руки и правой ноги и не выдают ей такое необходимое средство технической реабилитации. Ведь коляски с электроприводом давно уже не хватает. Мир большой и интересный. Его на коляске не объедешь!
Полина всерьез подумывает о том, чтобы записаться на прием к Путину, благо, компьютер уже давно освоила. Может быть, президент страны исправит возникшее недоразумение и устранит несоответствие между диагнозом в медицинской карте и ЖЕЛАНИЕМ ЧЕЛОВЕКА ЖИТЬ.
Вокальный талант и желание дарить людям радость своими выступлениями привели Полину Гридасову на гала-концерт областного фестиваля «Вместе мы сможем больше», который состоялся в Оренбурге 29 ноября. Она представила родной Курманаевский район более чем достойно.
Светлана Стукалова.