Правила деликатного общения

41fec7b6a46b191812d15a7f5df240ed27954e0f - Правила деликатного общения

Многие привычные для нас слова, понятия и фразы могут невольно обижать и дискриминировать человека с ограниченными возможностями здоровья.
Ни для кого не секрет, что при использовании слова «больной» в обращении врача к пациенту, человек действительно чувствует себя больным и беспомощным. А обращение «инвалид» нивелирует все личностные качества и подчеркивает физиологические проблемы.
Первое письменное упоминание о корректности использования тех или иных слов в общении относится к началу ХIХ века. Наполеон потянулся за книгой на верхней полке. «Позвольте мне, Ваше Величество, — подсуетился маршал Ожеро. — Я выше вас». — «Выше?! —
хмыкнул император. — Длиннее!»
Русский язык очень богат и всегда можно подобрать слово, которое даже об отрицательных человеческих качествах скажет без грубости и оскорбления.
Корректные выражения формируют позитивный образ человека, показывают уважение к нему и помогают наладить контакт. Жадный — экономный, самовлюбленный — гордый… Разница ощутима.
Время постепенно меняет значение некоторых слов. И считавшиеся когда-то нейтральными слова приобретают обидный смысл. Так случилось со словом «калека». Из нейтрального оно постепенно превратилось в оскорбительное. Тогда на замену ему пришло иностранное слово «инвалид». Но и это слово в сознании людей начинает приобретать уничижительно-оскорбительный смысл.
***
На первый взгляд, ничего оскорбительного в слове «инвалид» нет. Это во французском и английском языках оно означает «негодный», «неспособный». В русском языке это слово в соответствии со статьей 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ имеет следующее определение. Инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты.
Таким образом, в русском языке инвалид — это человек, нуждающийся в опеке и поддержке.
Однако в реальности слово «инвалид» воспринимается совсем по-другому. В 2000 году группе молодых людей с различными видами инвалидности, собравшихся из
20 регионов России, было предложено определить, какие чувства и ассоциации вызывают различные формы обращения к ним. По их мнению, распространенное выражение «прикован к коляске» ассоциируется с чувством обреченности, с понятием «цепи». Слова «глухонемой», «немой» подразумевают невозможность общения, контакта. Слова «паралитик», «неполноценный», «однорукий», «безногий», вызывают сочувствие и жалость, иногда страх. Слова «калека» и «даун» провоцируют брезгливость и отторжение, чувство страха. Такие слова как «псих», «слабоумный», «ненормальный», «шизик» ассоциируются с непредсказуемостью и опасностью.
***
Конвенция о правах инвалидов, принятая ООН в 2006 году и ратифицированная Российской Федерацией в 2012 году, указывает, что «инвалидность — это эволюционирующее понятие. Это — результат взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими». Получается, что инвалидность — это препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными, психическими особенностями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из разных сфер жизни. В большей степени социальное, а не медицинское понятие.
Закрепившееся в последние годы выражение «человек с ограниченными возможностями» тоже не совсем верное, так как оно формирует образ человека с инвалидностью как физически ущербного, неспособного, несамостоятельного, в некоторой степени представляющего собой жертву. Однако такие люди не всегда нуждаются в жалости и редко когда одобряют такое отношение к себе. Кроме того, если есть «человек с ограниченными возможностями», то вполне резонно можно предположить, что есть еще и «человек с неограниченными возможностями»… 
Есть еще один термин «человек с ограниченными возможностями здоровья» или «человек с ОВЗ». Это скорее медицинский термин, но, благодаря конкретизации, он все же более уместен для использования. 
***
Слова и смысл, который в них вкладывается, не просто очень важны. Они способны как создавать стереотипы, так и разрушать их. Например, пользователи коляски на сегодняшний день считают, что такие слова, как «колясочник» или «человек с инвалидностью» вполне нейтральны. Они указывают не на физические особенности, а на ограничивающую инфраструктуру. К тому же в словосочетании «человек с инвалидностью» первым произносится слово «человек», которое подчеркивает, что он может проявлять себя во многих социальных ролях и его жизнь не ограничивается инвалидностью. 
Конечно, произнести сочетание «человек с инвалидностью» сложнее, чем сказать «инвалид». Это все равно, что Наполеон вместо слова «длиннее» произнес бы: «Человек, преодолевающий трудности из-за своих вертикальных пропорций». Но на самом деле все эти неудобные дополнительные слова, небольшое удлинение словесных конструкций являются мостиками, которые незаметно переводят от чувства жалости, сострадания или негатива к уважению и нормальному человеческому общению.
Хотя термин «человек с инвалидностью» тоже в какой-то степени неправильный. Это все равно, что сказать «человек с неполноценностью».
***
История русского языка удивительна. Она доказывает, что русский язык умеет сопротивляться тому, что ему навязывают и со временем сам себя очищает. Не исключено, что словосочетание «люди с инвалидностью» тоже со временем останется только в официальных бумагах. А общество придумает и будет использовать в общении какое-то другое — короткое и доброе слово. Примеры такой замены уже есть. Детей с эмоциональными, социальными, физическими или психическими проблемами сейчас называют «особые дети», детей с синдромом Дауна — «солнечные дети»… Пока такие замены не найдены для других конструкций, людям остается пользоваться золотым правилом — не употреблять выражения, которые могут кого-то обидеть. Выбирая слова, надо подумать и «примерить» их на себя. И тогда все встанет на место.

10 правил, составленных людьми с инвалидностью из разных стран
(из пособия  «Культура общения с людьми с инвалидностью — язык и этикет». РООИ «Перспектива», С. А. Прушинский).
1. Когда вы разговариваете с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к его сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре. Не говорите о присутствующем человеке с инвалидностью в третьем лице, обращаясь к его сопровождающим, — все вопросы и предложения адресуйте непосредственно этому человеку.
2. Когда вас знакомят с человеком с инвалидностью, вполне естественно пожать ему руку. Даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку (правую или левую), что вполне допустимо.
3. Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо видит или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь и назвать себя. Обязательно предупреждайте вслух, когда отходите в сторону (даже, если отходите ненадолго).
4. Если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если вы не поняли, не стесняйтесь — переспросите.
5. Обращайтесь с детьми с инвалидностью по имени, а с подростками и старше —
как с взрослыми.
6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске — это то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. Инвалидная коляска — это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.
7. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника.
8. Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.
9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет и вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы вам ничего не мешало и ничто не заслоняло вас.
10. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом…?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать. Передавая что-либо в руки незрячему, ни в коем случае не говорите «Пощупай это». Говорите обычные слова «Посмотри на это».

Т. Н. Смагина, М. И. Серова, Н. Б. Абетов, ФКУ «ГБ МСЭ по Оренбургской области» Минтруда России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *