Более 70 лет автобиографический роман оренбургского казака Ивана Веневцева «Урал — быстра река» идет к читателю. Через застенки карагандинских лагерей, через сталинские репрессии и историческое забвение…
Судьба романа «Урал — быстра река» так же трагична, как судьба самого автора и всего казачества, обреченного в 20-30-е годы на физическое и духовное уничтожение.
Иван Степанович Веневцев — уроженец поселка Благословенского станицы Оренбургской (ныне — с. Благословенка Оренбургского района). Его отец Степан Антонович Веневцев девять лет служил станичным атаманом и воспитал своих сыновей настоящими казаками. Неудивительно, что младший сын Иван в годы Гражданской войны вступил в войско атамана Дутова.
После окончания войны урядник Иван Веневцев был осужден на два года. И только в 1921 году вернулся он в разоренную родную станицу. Окончив бухгалтерские курсы, работал в Оренбуржье, потом в Средней Азии. Чудом избежал ареста во времена коллективизации. Но в октябре 1941 года все-таки попал в Карагандинский исправительно-трудовой лагерь. И только в феврале 1943-го, как свидетельствуют архивные документы, Веневцев был осужден Особым Совещанием НКВД за антисоветскую агитацию сроком на 10 лет.
Там, за колючей проволокой, в разлуке с женой и сыном, вдали от малой родины, Иван Веневцев начал писать автобиографический роман, назвав его «Михаил Веренцов». Первую рукопись у него украли, пришлось восстанавливать содержание по памяти.
В 1947 году сын Ивана Веневцева получил письмо от отца из Караганды с просьбой забрать рукопись. Роман, написанный на крафт-бумаге, предназначенной для изготовления мешков, Сергей Иванович перепечатал и хотел отнести в Союз писателей СССР. Но получил предостережение от консультанта, который рецензировал материал: «Рукопись несвоевременная, с ней наживешь много неприятностей».
Только в 1951 году Ивана Веневцева отпустили на поселение в п. Долинка. Он снова вернулся к своему роману, попытался убрать из него наиболее острые места, добавил описание отступления казачьего войска в Китай.
В 1960 году решением Ферганского областного суда дело Веневцева было прекращено за отсутствием состава преступления. Оренбургский казак был реабилитирован.
В 1974 году Иван Степанович Веневцев скончался в Долинке, так и не повидавшись с родиной.
Сергей Иванович собрал воедино все рукописи отца, но к изданию роман был еще не готов, так как требовал серьезной литературной обработки.
В 1990-х годах Сергей Иванович приехал в Оренбург на общую с отцом родину, в те места, где происходили события, описанные в романе, познакомился с поэтом и писателем Валерием Кузнецовым, который в то время был литературным консультантом Союза писателей, и передал ему рукопись.
Валерий Николаевич вспоминает, что почти не спал несколько дней, пока не дочитал роман до конца. Именно тогда и решил, что это произведение обязательно должно увидеть свет.
Отрывки из романа о трагедии оренбургского казачества в 1993 году были опубликованы в одной из оренбургских газет. Потом почти четверть века Валерий Николаевич Кузнецов занимался литературной обработкой рукописи. Сам потомок оренбургского казака, он пропускал каждую страницу через сердце, изучал историю предков, их быт и особенности говора.
— Я разделил роман на главы и подглавки, работал с текстом очень осторожно, стараясь сохранить его уникальность, — рассказывает Валерий Николаевич. Сначала роман был опубликован на сайте журнала «Москва», потом появилась его электронная версия в издательстве «Ридеро» и публикация в региональном журнале «Гостиный дворъ».
Более чем через 70 лет после создания романа, Валерий Кузнецов с помощью внука автора Сергея Федоровича Попова издал роман отдельной книгой тиражом всего 50 экземпляров.
Книгу о трагедии Гражданской войны в России Валерий Кузнецов представил на суд жюри литературной премии им. П. И. Рычкова. Роман Ивана Веневцева был признан лучшим в номинации «Художественное произведение».
Солидную премию Валерий Кузнецов решил направить на новое, достойное издание романа. Огромную финансовую поддержку в этом ему продолжают оказывать учредитель литературной премии им. Рычкова Александр Зеленцов и директор Оренбургского книжного издательства имени Г. П. Донковцева Игорь Храмов. Роман, который по своей изобразительной силе и масштабу событий тяготеет к шолоховскому «Тихому Дону», должен увидеть свет в феврале 2019 года.
Роман найдет своего читателя
Сергей Федорович Попов, внук писателя:
— Я очень благодарен Валерию Кузнецову за ту работу, которую он проделал. Сам немного пишу, и мы с дядей когда-то пытались редактировать произведение деда. Но Валерий Николаевич выполнил это мастерски, сделав его по-настоящему народным. Я буду счастлив, когда книга моего деда Ивана Веневцева придет к своему читателю и займет достойное место среди произведений оренбургских и российских авторов.
Игорь Храмов, директор Оренбургского книжного издательства имени Г. П. Донковцева:
— «Урал — быстра река» — очень серьезный роман. Нечасто случается в Оренбуржье, когда появляются произведения подобного масштаба. Доказательством тому, что роман необходимо издать большим тиражом, стало решение независимого и компетентного жюри литературной премии им. П. И. Рычкова. Стало понятно, что книга должна попасть во все библиотеки, чтобы ее могли увидеть и прочесть все, кто интересуется историей родного края и художественной литературой.
Дмитрий Гнедаш, руководитель молодежной казачьей организации «Есаул»:
— Некоторое время назад роман Ивана Веневцева порекомендовал мне к прочтению оренбургский писатель Валерий Кузнецов. Он проделал огромную работу для того, чтобы представить это произведение читателю, уберечь от забвения. К сожалению, чтение в электронном виде для меня непривычно, гораздо удобнее держать в руках печатный вариант, поэтому я с нетерпением жду издания книги. Произведения, подобные роману Ивана Веневцева, заставляют переосмыслить многие исторические факты.
Надежда Терехина.