Закон, ограничивающий действия коллекторов, вступивший в силу в 2017 году, не сделал жизнь оренбуржцев спокойнее. Это доказывают результаты работы горячей линии службы судебных приставов.
За два дня на горячий телефон поступило более 50 обращений граждан, пострадавших от действий назойливых взыскателей.
Жительница Оренбурга пожаловалась приставам на то, что представители коллекторского агентства измучили ее звонками, круглосуточными текстовыми и голосовыми сообщениями. При этом пострадавшая не имеет никакого отношения к обязательствам должника. Она оказалась всего лишь его коллегой. Своего согласия на взаимодействие с коллекторами женщина не давала и вообще была не в курсе того, что кто-то указал ее номер телефона при оформлении займа в микрофинансовой организации.
В большинстве случаев в числе нарушителей закона оказываются так называемые серые коллекторы, т. е. юридические лица, не включенные в государственный реестр. Именно они звонят на все имеющиеся в базе данных телефоны круглосуточно, присылают сообщения с оскорблениями и угрозами. Зачастую такие «выбивалы» долгов осуществляют взаимодействие с третьими лицами, распространяют сведения, не соответствующие действительности, требуют оплаты задолженности от тех, кто не имеет к ней никакого отношения.
— Социальная напряженность связана как с расширением сферы кредитования, так и с увеличением числа граждан, не рассчитавших свои силы и не справившихся с объемов долговых обязательств. В результате количество пострадавших от незаконных действий коллекторов с каждым годом только увеличивается, — поясняют судебные приставы.
За 2018 год в УФССП России по Оренбургской области поступило 895 обращений с жалобами на действия взыскателей, что на 9% больше, чем в 2017 году. При этом увеличилось и количество тех, кто привлечен к ответственности за незаконные действия.
В прошлом году суд рассмотрел 64 дела и оштрафовал нарушителей на общую сумму более 4 млн рублей.
Основную проблему в борьбе с незаконно действующими коллекторскими агентствами судебные приставы видят в том, что пострадавшие от них должники, поручители и третьи лица, написав заявление, зачастую не идут на дальнейший контакт с надзорными органами и не предоставляют обоснования своей жалобе. Подтверждениями могут служить копия договора просроченного займа, скриншоты смс-сообщений, присланных коллекторами, детализация и аудиозапись звонков.
Марина Елистратова.