Последние две недели пожарные машины практически ежедневно выезжают тушить горящую сухую траву. Только за прошедшие выходные в регионе зарегистрировано около 50 случаев возгорания сухой растительности.
В большинстве случаев причинами пожаров становятся легкомысленные действия людей. «Инициативные» граждане уверены, что, поджигая сухую траву в степи, они защищают поля от сорняков и удобряют почву. И переубедить их пока не удается.
7 апреля около 15.00 в пожарно-спасательную часть с. Тоцкого поступило сообщение о пожаре вдоль трассы Самара — Оренбург. Площадь горения сухой растительности составила 500 м2.
Спустя два часа по тревоге были подняты и пожарные Новоорска. Им пришлось тушить степь в 15 километрах восточнее поселка Гранитного. Площадь возгорания составила 2 га. В обоих случаях удалось предотвратить распространение огня в направлении населенных пунктов. Поджигатели выявлены и привлечены к административной ответственности.
— Чаще всего запаливают огонь фермеры. Они убеждены, что сжигание сухой травы и стерни принесет пользу новой растительности, и не сомневаются, что смогут контролировать распространение огня, не давая пламени охватить территорию больше той, которая задумана. На самом деле пожар почти всегда расширяет свои границы, добирается до жилых построек и лесов. И последствия печальны, — рассказывают в Главном управлении МЧС России по Оренбургской области.
Сложившаяся ситуация крайне беспокоит защитников природы. Экологи выступают категорически против «огненного обновления» степи и не перестают повторять, что все разговоры о пользе палов — не более чем миф.
— Как правило, траву начинают жечь в апреле, когда новая зелень уже проклюнулась, но ее под сухой травой еще не видно. На черном фоне выжженной степи молодая трава видна отчетливо, это многие и принимают за свидетельство улучшения роста. На самом деле молодая растительность очень страдает от огня, который истощает почву, губит полезную микрофлору растений, в том числе и ту, которая помогает противостоять болезням, — объясняет старший научный сотрудник отдела ландшафтной экологии Института степи УрО РАН Ольга Калмыкова.
Кроме того, в огне гибнет все живое: насекомые, их куколки, личинки, дождевые черви, которые поедают вредителей и участвуют в процессе образования плодородного слоя почвы. Сильный пожар уничтожает гнезда многих степных птиц — кряквы, травника, жаворонка и др. Редко удается спастись в дыму и пламени зайцам, ежам, ящерицам, мышам, лягушкам, змеям и другой живности. Все эти живые организмы составляют единое целое в природе, в биологической цепи. Гибель хотя бы одного звена влечет за собой необратимые последствия.
— Сухая прошлогодняя трава — не мусор, как часто думает человек. Это бесценный продукт питания, жилье, убежище для многих живых существ. Уничтожая все это, человек совершает страшное преступление против природы, — считают экологи.
С начала 2019 года в Оренбургской области произошло более 160 загораний сухой травянистой растительности. Площадь выгоревшей территории превышает 138 гектаров.